Количество природных богатств, которые определяют ресурсообеспеченность, зависит от самого региона. Встречаются территории, как бедные, так и богатые в отношении природных ресурсов. Но здесь важную роль играет разведка залежей полезных ископаемых. Например, на сегодняшний день определенная территория не обеспечена в полном объеме необходимыми запасами. Но через год могут быть проведены геологоразведочные работы, в результате которых будут обнаружены их новые залежи и уровень добычи вырастет в разы.
Хотя может иметь место и обратный процесс, когда новые месторождения не открываются, а старые залежи природных ресурсов исчерпываются или их добыча становится все сложнее.
Есть природные богатства возобновляемые, к которым относятся, например, лесные, водные ресурсы. Хотя на практике и они могут иметь тенденцию к сокращению. Леса вырубаются интенсивнее, чем происходит посадка новых деревьев, а водоемы могут становиться непригодными для использования в результате их чрезмерного загрязнения. Это также оказывает влияние на ресурсообеспеченность.
Оценка обеспеченности ресурсами
Чтобы оценить ресурсообеспеченность, используют один из двух методов расчета показателя:
Ресурсообеспеченность = З / Д
Где З — количество запасов ресурса, а Д — объем его добычи. Рассчитанный по этой формуле показатель указывает на обеспеченность ресурсами определенной территории в случае регулярного потребления.
Ресурсообеспеченность = З / Н
Где З — количество запасов ресурса, Н — количество населения, проживающего в анализируемой территории. Рассчитанные по этой формуле показатель оценивает возобновляемые ресурсы на душу населения.
Ресурсообеспеченность не является статическим показателем и постоянно меняется. Соответственно его расчет следует выполнять на конкретный момент времени.
Для чего рассчитывается ресурсообеспеченность
От того, насколько обеспечен ресурсами какой-либо регион или государство в целом, зависит его развитие. Этот фактор влияет не только на экономику страны, но и на ее политику по отношению к другим государствам. В частности, ресурсообеспеченность учитывается при определении внешнеторговой политики. Государство предоставляет льготы компаниям, которые ввозят на территорию страны дефицитные ресурсы. И создает различные барьеры для тех компаний, которые пытаются экспортировать дефицитные ресурсы.
Каждое государство имеет свои ресурсы, но не все они равноценны. Например, в одной стране большие запасы песка, что хорошо для развития строительной отрасли. Но в этой стране нет нефти, которая стоит намного дороже и важнее для развития экономики. Но отсутствие природных богатств не говорит о бедности страны. Некоторые государства успешно используют трудовые или интеллектуальные ресурсы, доходы от которых перенаправляются на закупку дефицитных ресурсов. Один из ярких примеров — Япония.
Как распределены природные богатства на планете
В зависимости от обеспеченности природными богатствами, страны принято условно делить на:
- Имеющие богатые запасы. К ним относятся Китай, Россия, США, Бразилия. Канада, ЮАР и другие. В основном это страны, имеющие большие запасы ряда природных ресурсов (нефти, газа, угля, редкоземельных и драгоценных металлов, древесины и т.д.).
- Среднеобеспеченные — это большинство стран мира, которые имеют определенные природные богатства, но в полной мере себя не обеспечивают.
- Специализированные. Сюда относятся страны, на территории которых нет запасов большинства ресурсов, но есть один в избытке. Например, Саудовская Аравия, которая кроме нефти практически не имеет других природных богатств.
Несмотря на то, что существует определенная зависимость между размером территории государства и его обеспеченностью ресурсами, для полной оценки необходимо также учитывать количество населения, которое проживает на этой территории.
Каталог заданий.
Задания тренировочных и диагностических работ
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.
А) Казахстан
Б) Австралия
Пояснение.
Ресурсообеспеченность - соотношение количества имеющихся на определённой территории природных ресурсов и того, насколько широко эти ресурсы используются. Измеряется количеством лет, за которые будут использованы природные ресурсы, имеющиеся на определённой территории.
А) В Казахстане 31 300: 111 = 281,9 лет
Б) В Австралии 76 200: 423 = 180,1 года
В) В Китае 114 500: 3240 = 35,3 года
Ответ: ВБА.
Ответ: ВБА
Пояснение.
1) Мексика 1600: 145 = 11 лет
2) Бразилия 2200: 114 = 19,3 года
3) Саудовская Аравия 36 600: 525 = 69,7 лет
Ответ: 123.
Ответ: 123
Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче, приведенных к единым единицам измерения. То есть переведем млрд.т запасов в млн. тонн. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.
Ангола 1800 (млн.т.) : 85 (млн.т.) = 21 год
Китай 2000 (млн.т) : 203 (млн.т.) = 10 лет
Габон 500: 12 = 42 года
Ответ: БАВ.
Ответ: БАВ
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.
Б) Бразилия
B) Нигерия
Запишите в ответ получившуюся последовательность букв.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче, приведенных к единым единицам измерения. То есть переведем млрд. т запасов в млн. тонн. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.
А) США 3700 млн. т. : 352 млн. т. = 11 лет
Б) Бразилия 2200: 114 = 19 лет
В) Нигерия 5000: 117 = 43 года
Ответ: АБВ.
Ответ: АБВ
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
1) Ангола - 1800: 85 = 21
2) США - 3700: 352 = 11
3) Нигерия - 5000: 117 = 43
Ответ: 213.
Ответ: 213
Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран углём. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:
1) ЮАР - 30 156: 255 = 118
2) Россия - 157 010: 333 = 472
3) Казахстан - 33 600: 116 = 290
Ответ: 132.
Ответ: 132
Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:
1) Австралия - 47,2: 22,0 = 2,14
2) Бразилия - 61, 2: 196,8 = 0,31
3) Канада - 45,1: 34,5 = 1,31
Ответ: 231.
Ответ: 231
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи:
Австралия - 47,2: 22,0 = 2,15
Китай - 138,6: 1338,1 = 0,10
Нигерия - 36,0: 149,2 = 0, 24
Ответ: 231.
Ответ: 231
Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран железной рудой. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
Обеспеченность определяется делением запасов на добычу.
1) США 25 400: 53 = 479 лет
2) ЮАР 9400: 32 = 294 года
3) Казахстан 8800: 10 = 880 лет
Ответ: 213.
Ответ: 213
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется делением запасов на добычу.
1) Нигерия 5000: 115 = 44 года
2) Мексика 1600: 147 = 11 лет
3) Россия 10 600: 505 = 21 год
Ответ: 231.
Ответ: 231
Пояснение.
1) Ангола 1800: 85,2 = 21 год
2) Казахстан 3900: 82,4 = 48 лет
3) Китай 2000: 203,5 = 9,8 лет
Ответ: 312.
Ответ: 312
Используя таблицу, сравните обеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Запиши в ответ необходимую последовательность цифр.
Пояснение.
Ресурсообеспеченность определяется отношением запасов к добыче. Получаем количество лет, на которые хватит сырья при таком уровне запасов и добычи.
1) Бразилия 2200: 114,6 = 19 лет
2) Мексика 1600: 145,1 = 11 лет
3) Нигерия 5000: 117,4 = 42 года
Ответ: 213.
Ответ: 213
Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран ресурсами пресной воды. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурообеспеченности.
Б) Мьянма
Пояснение.
Ресурсобеспеченность для возобновимых видов ресурсов рассчитывается на душу населения.
А) Индия 2085: 1170 = 1,6
Б) Мьянма 1080: 50 = 21,6
В) Канада 2900: 33,7 = 88,9
Ответ: АБВ.
Ответ: АБВ
Используя данные из приведенной ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран нефтью. Расположите страны в порядке увеличения показателя ресурсобеспеченности.
Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
Б) Казахстан
B) Бразилия
Пояснение.
Ресурсообеспеченность для исчерпаемых ресурсов рассчитывается на количество лет в завсимости от запасов добычи данного вида ресурсов.
А) Китай 2100 (млн.т.) : 190 (млн.ч.) = 11 лет
Б) Казахстан 5500 (млн.т.) : 62 (млн.т.) = 88 года
В) Бразилия 1700 (млн. т.) : 84 (мл.т.) = 20 лет
Ответ: АВБ.
Ответ: АВБ
Используя таблицу, сравните обеспеченность стран золотом. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Пояснение.
1) Перу - 34 700: 171 = 203 т.
2) Австралия - 79 900: 225 = 355 т.
3) ЮАР - 125 100: 250 = 500 т.
Ответ: 123.
Ответ: 123
Используя данные таблицы, сравните обеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Запишите в ответ получившуюся последовательность цифр.
Пояснение.
1) Турция 21,4: 76,1 = 0,3
2) Мексика 25,1: 117,6 = 0,2
3) Казахстан 24,0: 17,0 = 1,4
Ответ: 213.
Ответ: 213
Используя данные из приведённой ниже таблицы, сравните ресурсообеспеченность стран пахотными землями. Расположите страны в порядке возрастания в них показателя ресурсообеспеченности, начиная со страны с наименьшим значением этого показателя.
Сущность и классификации природных ресурсов
Лекция 3. Природно-ресурсный потенциал мировой экономики
РЕСУРСЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Эффективное функционирование экономики на любом уровне (экономика отдельного предприятия, отрасли, отдельной страны, региона и мира в целом) зависит от комплексного и рационального использования всех видов ресурсов - природных, материально-технических, трудовых, интеллектуально- информационных и финансовых, - участвующих в процессе воспроизводства.
Особенности современного периода развития мирового хозяйства, характеризующегося усилением интернационализации хозяйственных связей, необходимостью решения ряда глобальных проблем, центральное место среди которых занимает проблема экологии, требуют разработки новых подходов к вопросам о месте и роли всех видов ресурсов, о механизме их использования в мировой экономике.
Использование ресурсов на современном этапе должно быть подчинено решению проблемы обеспечения устойчивого развития мировой экономики. При этом отметим, что устойчивое развитие предполагает удовлетворение оптимальных потребностей всех членов мирового сообщества при обязательном условии сохранения среды обитания для нынешнего и будущих поколений.
Таким образом, усиление экологического аспекта хозяйственной деятельности предъявляет повышенные требования к использованию всех видов ресурсов. Это затрагивает отдельные виды природных ресурсов, относимых к разряду невозоб- новляемых. Экологический аспект так же находится в тесной связи с ростом численности населения, поскольку в процессе жизнедеятельности усиливается антропогенное давление на окружающую среду. Отдельные отрасли экономики наносят существенный ущерб экологии, что требует структурной перестройки как на региональном, так и на глобальном уровнях.
Природные ресурсы являются (и так было всегда) необходимым условием жизни людей и фактором развития любой экономики, в том числе и мирового хозяйства. При этом следует различать понятия "природные условия" и "природные ресурсы".
Природные условия - это все разнообразие природной среды на планете, тесно связанное с историей человечества, его размещением и хозяйственной деятельностью. Это более широкое понятие.
Под природными ресурсами понимают тела и силы природы, которые используются или могут быть использованы людьми как в процессе материального производства, так и в личном потреблении. Эта категория в первую очередь указывает на непосредственную связь природы с хозяйственной деятельностью человека. В последние годы наметилась тенденция к тому, что все большая часть элементов природы переходит в разряд ресурсов, например, солнечная энергия. В иностранной литературе деление на природные условия и ресурсы отсутствует.
Существуют различные классификации природных ресурсов, предпочтение которым отдается в зависимости от целей исследований. В практической деятельности наиболее широко применяется природная классификация (по признаку принадлежности природных ресурсов к элементам природы). На ее основе выделяются следующие группы:
1. Минеральные ресурсы (полезные ископаемые):
· топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы);
· металлорудные (руды черных, цветных, редких и благородных металлов);
Неметаллические, или нерудные (апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, графит, строительное сырье и др.).
· Земельные ресурсы.
· Водные ресурсы.
· Биологические: растительные и животные.
· Климатические и космические.
· Ресурсы Мирового океана.
· Рекреационные ресурсы.
В экологическом (или природоохранном) аспекте природные ресурсы Земли подразделяются на неисчерпаемые и ис- черпаемые , а последние, в свою очередь, - на возобновляемые и невозобновляемые.
Но надо отметить, что в последнее время граница между данными группами природных ресурсов становится все более условной. Так, например, неисчерпаемыми природными ресурсами традиционно считались атмосферный воздух, вода, ряд видов энергии природных процессов - солнечная, ветровая, океаническая и геотермальная. Но в современных условиях негативное антропогенное воздействие на состояние атмосферы и гидросферы столь велико, что изменяет их химический состав и физическое состояние. Поэтому отнесение атмосферного воздуха и воды к неисчерпаемым ресурсам уже не является безоговорочным.
То же самое касается и деления природных ресурсов на возобновляемые и невозобновляемые. При определенных условиях некоторые виды возобновляемых природных ресурсов (отдельные виды животных и растений, почвенное плодородие и др.) могут исчезать или терять способность к самовозобновлению.
К невозобновляемым природным ресурсам сегодня принято относить такие ресурсы, масштабы использования которых человеком несопоставимо велики, по сравнению с их естественным воспроизводством.
Природные ресурсы также подразделяются на заменимые и незаменимые. Заменимые - это ресурсы, которые можно заменить другими видами ресурсов. Например, традиционные топливно-энергетические ресурсы можно заменить альтернативными источниками энергии, шире использовать атомную энергию.
К незаменимым относятся атмосферный воздух, вода, виды живых организмов.
Для хозяйственной деятельности большое значение имеет показатель ресурсообеспеченности , который представляет собой соотношение между величиной разведанных природных ресурсов и размерами их использования (другими словами - величиной потребности в них). Ресурсообеспеченность выражается или количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса при сложившемся уровне потребления, или его запасами в расчете на душу населения.
Как видим, величина этого показателя зависит от двух составляющих - запасов природных ресурсов и объемов их добычи, - которые изменяются в процессе развития науки и техники. Например, размеры запасов зависят от новых способов разведки и разработки ранее недоступных месторождений. Объемы добычи также могут изменяться как в сторону увеличения (при использовании более современных способов добычи), так и в сторону уменьшения (при сокращении потребностей в природном сырье, которое может быть вызвано различными причинами).
Информация о геологических и разведанных запасах некоторых видов минеральных ресурсов и объемы их добычи в середине 90-х гг. отражена в таблице 1.
Так, в соответствии с наиболее оптимистическими оценками, все виды топлива на Земле будут сожжены в течение 800 лет. По пессимистическим прогнозам, при росте производства энергии современными темпами все виды используемого в настоящее время топлива будут израсходованы уже в начале ХХП века.
Географическая оболочка Земли обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы разных их видов далеко не одинаковы, распределены они неравномерно. В результате отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность. Под ресурсообеспеченностью обычно понимают соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. Например, по расчетам ученых, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн. т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить более, чем на 1000 лет. Однако, если учитывать запасы, доступные для извлечения, а также постоянный рост потребления, обеспеченность сократится в несколько раз. Другим примером, иллюстрирующим различия в ресурсообеспеченности, может служить характеристика душевой обеспеченности землями в разных странах мира. Так, при среднемировом его показателе 0,25 га на душу населения, он колеблется от 0,04 га в Японии до 3,00 га в Австралии.
В общем случае, существуют заметные различия в уровне и характере обеспеченности природными ресурсами различных стран. Так, Ближний Восток выделяется крупными ресурсами нефти и газа. Андские страны богаты медными и полиметаллическими рудами. Государства, располагающие большими массивами тропических лесов, обладают ресурсами ценной древесины. В мире есть несколько государств, имеющих практически все известные виды природных ресурсов. Это Россия, США и КНР. Высокообеспеченными, с точки зрения природных ресурсов, являются Индия, Бразилия, Австралия и некоторые другие страны. Многие государства обладают крупными запасами мирового значения одного или нескольких ресурсов. Так, Габон выделяется запасами марганца, Кувейт -- нефти, Maрокко -- фосфоритов. Большое значение для каждой страны имеет комплексность имеющихся природных ресурсов. Например, для организации черной металлургии в отдельно взятой стране желательно располагать ресурсами не только железной руды, но и марганца, хромитов и коксующегося угля.
Большинство стран располагают некоторым набором природных ресурсов. Однако, встречаются государства с очень скудными их объемами. Но это не всегда обрекает эту страну на нищенское существование, и наоборот, обладая большим их числом и количеством, можно нерационально ими воспользоваться. Например. Япония, являясь высокоразвитой страной, имеет ограниченное количество минеральных ресурсов. В противоположность Японии можно привести примеры многих государств, обладающих богатейшими ресурсами, но не достигших больших успехов в социально-экономическом развитии.
Ресурсообеспеченность отдельных стран мира основными видами минерального сырья показана в таблице 1.
Таблица 1 - Ресурсообеспеченность некоторых стран мира основными видами минерального сырья.
Страна |
Запасы (млрд. тонн) |
Добыча (млрд. тонн) |
Ресурсообеспеченность (в годах) |
||||||
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
нефть |
уголь |
железные руды |
|
Германия |
|||||||||
Саудовская Аравия |
|||||||||
Бразилия |
|||||||||
Австралия |
Ресурсообеспеченность в годах отдельных стран и регионов мира важнейшими видами минеральных ресурсов, вычисляется по формуле:
Р = З/Д, где
Р - ресурсообеспеченность (в годах),
З - запасы,
Д - добыча;
По данным таблицы 1 можно сделать выводы о том, что большинство стран в достаточной степени обеспечены минеральными ресурсами. Однако многим странам разведанных и добывающихся запасов нефти может хватить ненадолго. Самыми большими запасами нефти обладают Россия, Китай и Саудовская Аравия. Необходимо отметить, что добыча нефти ведется во всех странах, кроме ЮАР.
Все указанные страны обладают большими запасами угля и железных руд, добыча угля не ведется только в Саудовской Аравии, где в силу природных причин их месторождения отсутствуют.
Практическая работа
(Тема урока «Ресурсообеспеченность стран мира», 10 класс).
Пояснительная записка
Практическая работа разработана для курса географии 10 класса к учебнику «География. Современный мир» (Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина) издательства «Просвещение» (2012 г.) к теме «Человек и ресурсы Земли». Программой предусмотрено проведение практической работы по определению ресурсообеспеченности стран мира различными видами ресурсов. Данная практическая работа проводится на этапе контроля за результатами обучения, тем самым носит обобщающий характер, а, следовательно, помогает выявить уровень усвоения материала по теме «Человек и природные ресурсы» для дальнейшей коррекции и ликвидации пробелов в ЗУН.
Цель практической работы: Актуализация, активизация и совершенствование знаний, умений и навыков, позволяющих учащемуся чувствовать себя уверенно, реализовать свои возможности и быть готовым к самостоятельной деятельности.
Для реализации цели урока избрано сочетание проблемного и частично-поискового методов, так как это способствует лучшей активизации памяти, мышления, восприятия учебного материала.
Задачи , решаемые в ходе проведения практической работы:
обучающая – обеспечить условия для закрепления и систематизации знаний, умений и навыков в соответствии с образовательным стандартом по данной теме;
развивающая - способствовать выработке умений применять знания в решении учебных и практических задач; способствовать развитию познавательных и творческих способностей учащихся, их мышления и самостоятельности.
воспитывающая – продолжать формирование положительной мотивации самостоятельной деятельности, стремления действовать самостоятельно, потребность в самообразовании, высокую культуру труда.
В данной работе отрабатываются навыки учащихся рассчитывать величину обеспеченности страны ресурсами на определенное количество лет и на душу населения, умения анализировать полученные результаты, находить необходимые данные в различных источниках географической информации (справочные материалы Приложения учебника, соответствующие карты атласа), сопоставлять, делать вывод. Каждое предложенное задание предполагает выявление уровня определенных знаний, практических умений и навыков учащихся, развивает логическое мышление и самостоятельность.
На первом этапе урока (организационный момент) проведено устное инструктирование, акцентировано внимание учащихся на цель работы и те конечные результаты, к которым они должны прийти.
В ходе проведения практической работы учащиеся последовательно выполняют задания, самостоятельно вырабатывают выводы на основе анализа статистических материалов.
Для составления заданий практической работы мной были использованы следующие источники:
Ю.Н. Гладкий, В.В. Николина. География. Современный мир.10 – 11 классы (учебник для общеобразовательных учреждений) – М., «Просвещение», 2012.
В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – М., «Просвещение», 2012.
О.В. Чичерина. География в таблицах и диаграммах. – М.,АСТ: Астрель: Хранитель,2007
Интернет-ресурсы: , www .rgo.ru
Работа выполняется по вариантам. Время выполнения работы – 35-40 мин.
Практическая работа
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
1 вариант
Страна
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Саудовская Аравия
35,8
440
Россия
350
Ирак
15,1
130
Страна
Лесопокрытая площадь, млн га
Россия
881,9
Бразилия
488
Австралия
160
Сопоставить данные таблицы. Почему Австралия имеет более высокие душевые показатели обеспеченности лесными ресурсами, чем страны с гораздо большими показателями лесопокрытой площади?
3. Проанализировать данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» (источник – FAO ). От каких факторов зависит различие в потреблении воды данными отраслями в регионах мира? Сделать вывод.
Регион
Коммунальные нужды, %
Промышленность, %
Сельское хозяйство, %
Европа
15,2
52, 4
32, 4
Россия
17,0
54,0
22,0
Африка
8,6
7,3
84,1
Азия и Тихоокеанский регион
7,3
11,4
81,3
Северная Америка
13,3
48,0
38.7
Латинская Америка и Карибский регион
19,0
10.3
70,7
Практическая работа
«Оценка ресурсообеспеченности стран мира»
2 вариант
Страна
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Россия
107
США
25,4
Бразилия
49,3
162
Сопоставив полученные данные, сделать вывод - какие факторы влияют на ресурсообеспеченность государства?
Страна
Площадь пашни, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Австралия
Канада
45,8
Бразилия
57,6
Сопоставить данные таблицы. Какая из стран имеет более высокие душевые показатели обеспеченности пашней? Почему?
3. Используя карту атласа «Водные ресурсы», выписать не менее 5 стран, имеющих наибольший и наименьший показатели обеспеченности водными ресурсами на душу населения. Равномерно ли размещены водные ресурсы на планете? Почему?
Выполнение практической работы
1. Рассчитав ресурсообеспеченность, учащиеся получают следующие данные:
Страна
Разведанные запасы,
млрд т
Добыча
млн т в год
Обеспеченность,
лет
Саудовская Аравия
35,8
440
81,36
Россия
350
57,14
Ирак
15,1
130
116,15
Ресурсобеспеченность вычисляют по формуле Р = .
В ходе выполнения данного задания возникает несоответствие: Ирак, который имеет гораздо меньшие разведанные запасы нефти по сравнению с Саудовской Аравией и Россией, оказался обеспечен этими ресурсами на большее количество лет. Учащиеся должны проанализировать возникшее противоречие и сделать вывод - ресурсообеспеченность стран зависит не только от количества ресурсов, но и от масштабов их потребления .
2. . Для того, чтобы выполнить задание, учащиеся должны самостоятельно найти величину численности населения для стран (по данным Приложения учебника) и вычислить обеспеченность лесными ресурсами по формуле Р =
. Они получают следующие данные:
Страна
Лесопокрытая площадь, млн га
Численность населения, млн человек
Обеспеченность на душу населения
Россия
881,9
142,9
6.2
Бразилия
488
186,1
2,7
Австралия
160
20,3
7,8
Сопоставив полученные результаты, учащиеся определяют, что в предложенной группе стран именно пустынная Австралия с малой лесопокрытой площадью гораздо больше обеспечена лесными ресурсами в расчете на душу населения, чем Россия с ее безграничной тайгой и Бразилия с огромными массивами тропического леса. Возникает проблемная ситуация. В ходе ее решения учащиеся должны прийти к выводу, что обеспеченность на душу населения зависит не только от количества ресурсов, но и от численности населения данной страны или региона.
3. а) Работая с картой «Водные ресурсы» учащиеся определяют страны с наибольшими и наименьшими показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения, делают вывод об их неравномерности и зависимости от природных условий . В ходе выполнения этого задания отрабатывается навык сопоставления карт атласа («Водные ресурсы» и политической карты мира).
б). Анализируя данные таблицы «Структура водопотребления регионов мира» учащиеся должны прийти к следующему выводу: объем потребляемой воды зависит от природных условий и уровня развития региона. Потребление воды промышленностью зависит от экономического развития данного региона. В регионах, где сосредоточены развитые страны мира (Европа и Северная Америка, а также и Россия) водопотребление в промышленности заметно больше, чем в регионах со значительной долей развивающихся стран. Особенно это заметно на примере Африки. Наоборот, в данных регионах одним из наиболее значительных водопотребителей является сельское хозяйство. Особое место в использовании водных ресурсов занимает водопотребление для нужд населения. Народонаселение Земли увеличивается, особенно в городах, а вместе с ним - и расход воды на коммунально-бытовые нужды. В структуре водопотребления России заметно меньше ресурсов уходит на сельское хозяйство и больше – на остальное. Это связано со спецификой и природных условий, и структуры экономики.
Таким образом, в ходе выполнения практической работы учащиеся актуализируют полученные знания о природных ресурсах мира, вырабатывают умения применять знания в учебной ситуации, учатся логически мыслить, анализировать, работать с различными источниками географической информации. Отрабатывается понятие «ресурсообеспеченность». Учащиеся выясняют, что на показатели ресурсообеспеченности прежде всего влияет богатство или бедность территории природными ресурсами. Но не меньшее значение имеют и размеры их потребления, поэтому само понятие «ресурсообеспеченность» является социально-экономическим. Поэтому, о ресурсообеспеченности нельзя судить только по размерам запасов, а надо учитывать интенсивность их извлечения.