Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Составным именным сказуемым называется сказуемое. Типы сказуемого

1. Понятие о сказуемом.

2. Простое глагольное сказуемое и способы его выражения.

3. Составное глагольное сказуемое, виды вспомогательных глаголов, субъектный и объектный инфинитив.

4. Составное именное сказуемое, виды связок, способы выражения именной части.

5. Осложненное сказуемое.

Сказуемое – это главный член предложения, который обладает следующими свойствами: входит в структурную схему предложения, структурно подчиняется подлежащему, характеризует предмет речи, выражается спрягаемой формой глагола (морфологизованное) и именами, занимает позицию после подлежащего.

Сказуемое выражает предикативный признак, то есть отнесенный к модально-временному плану. Сравните: новый дом//Дом новый (в настоящем времени) Дом был новый (в прошедшем времени). Поэтому в любом сказуемом содержится грамматическая и вещественная часть. Вещественное значение опирается на лексическое значение слова, выступающего в роли сказуемого. Грамматическое значение представляет собой модально-временную оценку признака. Если грамматическое и вещественное значение заключены в одном слове, то такое сказуемое называется простым. Если вещественное и грамматическое значение выражаются раздельно, в двух компонентах, то сказуемое называется составным. Сравните:

Если сказуемое выражено глаголом, то оно называется глагольным. Оно обозначает действие предмета. Если сказуемое выражается именем, то оно называется составным именным сказуемым и называет признак предмета речи. Сравните: Море смеялось. Море задумчиво.

Глагольное сказуемое может быть простым и составным, именное – только составным. Выделяют еще сложное, или осложненное сказуемое. В этом сказуемом осложняется всегда грамматическая часть. Например: Я учусь (простое глагольное сказуемое). Я начал учиться (составное глагольное сказуемое). Я буду учителем (составное именное сказуемое). Я решил быть учителем (осложненное сказуемое).



Простое глагольное сказуемое выражается глаголом в форме какого-либо наклонения. Я помню чудное мгновенье. Я встретил вас . Это наиболее продуктивный способ выражения простого глагольного сказуемого (ПГС). Все эти предложения имеют полную парадигму. ПГС может быть выражено аналитической формой: Я буду вспоминать всем существом поэта … Сказуемое выражено глаголом в форме будущего времени, которая представляет собой одну словоформу, поэтому сказуемое является простым. Еще одни пример: Во многом он бы изменился, расстался б с музами. Женился. В данном случае сказуемое выражено глаголом в сослагательном наклонении. Пускай умру, но пусть умру любя. ПГС выражено глаголом в повелительном наклонении.

В состав ПГС могут входить не только формообразующие, но и словообразующие частицы. Они вносят дополнительные оттенки в семантику глагола. Он пошел было к двери. Все тяжелое словно отступило. Я бывало скажу. Вы не понимаете меня .

ПГС может быть выражено фразеологическим оборотом или описательным глагольно-именным оборотом типа иметь мнение, поднять вопрос, оказывать поддержку. Глагольно-именные обороты можно заменить одним словом, они представляют семантическое единство. Например: Первые недели принесли разочарование (разочаровали). Изменники точно в воду канули. Такие сказуемые имеют экспрессивно-стилистическую окраску.

ПГС может быть выражено неспрягаемыми глаголами междометного характера, типа хвать, бряк, шварк, хлоп, стук. Он придет с мешком да девчонку шварк в мешок.

Простым глагольным является сказуемое, выраженное глаголом быть со значением ‘существование, бытие’. На рассвете был туман .

Составное глагольное сказуемое (СГС) – это сочетание вспомогательного глагола и инфинитива. Инфинитив передает основную семантическую информацию. Вспомогательный глагол выражает модально-временное значение и дополняет основное значение следующими оттенками:

1. Фазовое значение – значение начала, конца, длительности действия Оно представлено фазовыми глаголами: начать, закончить, перестать, бросить, прекратить, продолжать, прервать, стать. Я стал заниматься лучше. Сегодня я бросил писать стихи.

2. Модальные глаголы со значением долженствования, возможности, волеизъявления: мочь. Хотеть, намереваться, рассчитывать. Как рано мог он лицемерить, таить надежду, ревновать. Хотел писать, но труд упорный ему был тошен. В составе модельной части выступают не только глаголы, но и краткие прилагательные: должен, рад, горазд, принужден, вынужден. Я должен был уехать. Народ гуляет, а я принужден маяться. Вспомогательная часть может быть выражена при помощи фразеологического оборота или глагольно-описательного оборота: гореть желанием (хотеть), сделать усилие, не иметь права (не мочь). Он не имел права рисковать.

3. Глаголы со значением эмоциональной оценки: любить. Бояться, страшиться. Она любила на балконе предупреждать зари восход.

4. Обычности действия: научиться, приспособиться.

Инфинитив может не входить в состав сказуемого, а выполнять функцию дополнения или обстоятельства. Выделят следующие критерии разграничения: (1) При глаголе движения примыкающий к нему инфинитив имеет значение цели и выполняет функцию обстоятельства цели. Я приехал (с какой целью?) учиться. Я пошел (с какой целью?) посмотреть. (2) Инфинитив обозначает действие, которое выполняет не подлежащее, а другое лицо. Такой инфинитив называется объектным и выполняет функцию дополнения. Обычно он употребляется при глаголах речи. Я вас прошу меня оставить. Командир приказал бойцам отступать. Декан попросил студентов убрать аудиторию.

Составное именное сказуемое включает в свой состав вспомогательный компонент, который называют связкой, и основную часть, иначе именную часть. Связка указывает на модально-временной план, связывает подлежащее со сказуемым и выражает формальную соотнесенность сказуемого с подлежащим. Выделяют следующие типы связок:

1. Связка быть . Она выражает только модально-временное значение. Говорят, что ее лексическое значение выветрено. А счастье было так возможно, так близко. В настоящем времени связка обычно отсутствует. Это нулевая связка. Нулевая связка – это значимое отсутствие. Оно свидетельствует о реальности события и отнесенности его к настоящему времени. Но судьба моя уж решена. В русском языке есть конструкции, в которых употребляются связки есть, суть, выражающие значение настоящего времени. Они используются в предложениях тождества: Суббота есть суббота. Студент есть студент. И в предложениях научного стиля: Язык есть средство общения. В предложениях со связкой быть часто употребляются слова это, вот, значит. Квалифицируются они по-разному. Иногда их называют связками, но отождествлять глагол-связку и эти слова не стоит. Так как именно глагол-связка указывает на модальность и время высказывания. Сравните: Я - это я. Он был озлоблен. Эти слова приобретают значение частиц. Их еще называют фиктивными связками. Можно встретить термин «связки-частицы, которые сочетаются с глагольной связкой».

2. Полузнаменательные связки: стать, становиться, делаться, казаться, являться, представляться, называться. Два дня ему казались новы уединенные поля. Эти глаголы частично сохранили лексическое значение. Они могут употребляться как ПГС, реализуя его полностью. Сравните:

3. Знаменательные связки: приехать, вернуться, наступить, стоять, сидеть, лежать. Погода стояла теплая. Знаменательная связка выделяется тогда. Когда большая смысловая нагрузка падает на зависимое слово, что обусловлено коммуникативным заданием. Письмо лежало раскрытым . Но это членение не структурное, а семантическое. В таких конструкциях можно видеть ПГС и полупредикативное определение. Мать вернулась усталая.

Именная часть имеет следующие способы выражения:

1. Имя прилагательное, краткое и полное. Воздух чист и свеж. День теплый, но ветреный. В таких конструкциях краткие формы вытесняют полные. Полное прилагательное может употребляться в Т.п. Т.п. – это показатель сказуемого. День был ветреным. В роли сказуемого может употребляться сравнительная степень прилагательного. Дни становились длиннее.

2. Причастие, полное и краткое. Работа сделана. Книга прочитана. Морозный воздух опьяняющий. Дама казалась рассерженной.

3. Имя существительное в Т.п. и И.п. Я слуга царя, царя грозного. Конечно, это большое искусство – ждать. (Связки-частицы указывают на сказуемое). Луна словно репа. Частицы входят в состав сказуемого. Ты всему виной.

4. Местоимение. Вишневый сад теперь мой. Что ты был? И что стал? Я не я, и лошадь не моя.

5. Именем числительным. Он был, казалось, лет шести. Наш дом – в пять этажей. Дважды шесть – двенадцать.

6. Наречие. Бойцы были наготове. Но умирать и вам будет страшно. В безличных предложениях в роли сказуемого употребляются слова категории состояния. Было холодно.

7. Междометия. Характер у студентов – ой-ой-ой! Ушица – ей-же-ей, на слову сварена!

Выделять сказуемое в предложении не всегда можно однозначно. Вопрос о границах сказуемого является спорным и сложным. Например: Он был человек долга // – структурное членение. Он был человек долга // – семантическое членение. Не всеми учеными признается существование сложного, или осложненного, сказуемого. Хотя методически осложненные формы следует выделять. Надо помнить, что осложняется всегда грамматическая часть. Примеры осложненного сказуемого:

1. Осложненное ПГС. Пойду почитаю (как единое целое). Знай себе учи (одинаковые формы). Еду, еду (повтор).

2. Осложненное СГС. Он хотел продолжать работать. Ты не имеешь права продолжать настаивать. Он готов был отправиться путешествовать. В грамматической части одновременно используются модальные, фазовые или эмоциональные глаголы.

3. Осложненное СИС. Он был рад стать учителем. Он боялся быть смешным. Однако в данном случае возможно иное членение предложения.

О характере сказуемого вывод делается по способу выражения вещественного значения.

Методика изучения синтаксиса в средней школе..Связь изучения синтаксиса с работой по развитию речи.

Синтаксис – высший уровень языка. Завершает изучение всех языковых разделов, формирует представление о системе языка, об уровне их взаимосвязей, формирование языковых умений.

Совершенствуются лингвистическая и коммуникативная компетенции.

*На основе усвоения синтаксических понятий обогатить синт.строй речи

*Расширить и систематизировать линвистические знания

*формировать речевые умения и навыки

* познакомить школьников с синт.единицами, с их взаимосвязями и т.о. сформировать представление о строе РЯ

* совершенствовать речь на основе усвоения синт.связей

* формировать умение использовать синт.единицы в речи в соответствии с коммуникативной ситуацией

* обогащать грамматический строй, обучая использованию синтаксических синонимов

* формировать основы развития пунктационных умений

Основные понятия.

Синтаксические единицы: словосочетание.

Словосочетание используется в предложении как «строевой материал», внутри предложения. Но внутри оно важно.

Хорошо видны связи между словами. В предложении словосочетание помогает усвоить грамматические нормы. Словосочетание может быть названием.

Словосочетание изучается в 5 классе, а потом в 8. В большинстве только подчинительные (СУП). Дети находят главное слово и задают вопрос к этому слову. В 8омм классе добавляется материал об именных, глагольных, наречных СС. Некоторые СС – в сравнении с грамматической нормой (благодаря чему?). Распространенные словосочетания.

Предложение.

Простые (двусост./односост., полн./неполн., распр./нераспр., осложн./неосложн.)

Сложные (ССП,СПП,БСП)

Предложения с разными видами связи.

Сложное синтаксическое целое или сверхфразовое единство.

Самостоятельно высказывание, фрагмент целого текста.

Способы передачи чужой речи: прямая, косвенная речь, цитаты, диалог

Интонация, высказывание, предикативность

Изучается характеристика П по интонации, по цели высказывания.

СС, общая характеристика простого предложения, главные и второстепенные члены П, схема синтаксического разбора. Характеристика интонации.

ССП и СПП

связь интонации и знаков препинания

способы передачи чужой речи

случаи осложнения простого П

Способы выражения подлежащего и сказуемого

вводные конструкции

8-9 классы – основной курс

углубленное изучение словосочетания

виды простого П с осложненными вариантами

способы передачи чужой речи

все сложное П, с различными видами связи

Обращение к тексту. Теория актуального членения предложения. 2 способа связи – последовательная и параллельная. Абзац.

* правильно строить СС

* находить СС в П

* использовать в речи СС – синонимы

* соблюдать при построении СС речевые нормы

* производить синтаксич. разбор

* распознавать простые и сложные П

* использовать разные виды П при построении текста

* разбирать П (синт.разбор)

* соблюдать нормы РЯ при построении П

* употреблять разные типа синт.конструкций в соответствии с коммуникативной ситуацией

* умение находить средства синт.выразительности

* обосновывать выбор знаков препинания на основе синтаксических знаний

* устанавливать способы и средства связи П в тексте.

Синтаксический разбор – это полная грамматическая характеристика синтаксической единицы:

*словосочетания

*простого предложения

*сложного предложения

Билет 17. Классификация односоставных предложений.Полные и неполные предложения. Содержание и принципы построения современных школьных учебников по русс яз. Характеристика одного из учебных комплексов.

Образованного человека отличает, прежде всего, его умение грамотно излагать свои мысли как в устной форме, так и на бумаге. Для того чтобы соблюдать правила пунктуации, необходимо знать всё о главных членах предложения.

Грамматическая основа предложения (она же предикативная) состоит из главных членов предложения, которыми являются подлежащее и сказуемое . Обычно подлежащее выписывают и выделяют одной чертой, а сказуемое - двумя.

Вконтакте

Одноклассники

Статья отвечает на самые важные вопросы:

  1. Как найти грамматическую основу предложения?
  2. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?
  3. Из чего состоит грамматическая основа?

Подлежащим является слово, указывающее на тот предмет, к которому относится сказуемое. Например: Солнце вышло из-за гор. Солнце - подлежащее, выраженное именем существительным. Самые разнообразные части речи могут выступать в роли подлежащего.

Подлежащее может быть выражено не только одиночными словами, но и словосочетаниями.

  • Сочетание имени существительного в именительном падеже с именем существительным в творительном падеже. Например: Катя с Ариной любят заниматься фигурным катанием.
  • Местоимением, а также именем числительным и именем прилагательным в превосходной степени. Например: Самые смелые вышли вперёд.
  • Местоимением или именем существительным в именительном падеже в сочетании с причастием или прилагательным. Например: Кто-то нехороший разорвал её альбом с рисунками.
  • Сочетанием имени числительного в именительном падеже и имени существительного, употреблённого в родительном падеже. Например: Семеро ребят вышли во двор.

Интересно, что подлежащим может являться даже фразеологизм .

Сказуемое

Сказуемое связано с подлежащим и отвечает на такие вопросы, как «что делает предмет?», «что с ним происходит?», «каков он?». Сказуемое в предложении может быть выражено посредством нескольких частей речи:

Составные сказуемые

Сказуемое часто состоит из нескольких слов. Такие сказуемые называются составными. Составные сказуемые могут быть глагольными или же именными.

Составные глагольные сказуемые выражаются следующими способами:

Составное именное сказуемое может состоять из:

  • Глагола-связки быть и краткого прилагательного. Например: Сегодня Маргарита была особенно красива .
  • Глаголы становиться, являться, считаться и другие полузнаменательные глаголы в сочетании с именем существительным. Он наконец-то стал врачом !
  • Глаголы имеющие значения состояния предмета. Марина работает учителем .
  • Глагол в сочетании с прилагательным в разных формах. Его собака была красивее других.

В двусоставном предложении присутствуют оба главных члена. Однако бывают и такие предложения, в которых употреблён лишь один главный член. Называются они односоставными.

Подлежащим в односоставных предложениях чаще всего является имя существительное в именительном падеже.

Оно может быть выражено посредством глагола в разных его формах.

В односоставном определённо-личном предложении сказуемое выражается глаголом в первом/втором лице, единственном/множественном числе и настоящем/будущем времени в изъявительном наклонении или же глаголом в повелительном наклонении. Сегодня иду гулять. Не прикасайся к грязной собаке!

В односоставном неопределённо-личном сказуемым является глагол в третьем лице и множественном числе, настоящем, будущем или же прошедшем времени в изъявительном наклонении. Также сказуемое может быть выражено глаголом в повелительном или условном наклонении. В дверь стучат! Пусть позвонит тёте Даше. Если бы мне сообщили раньше, то я бы не опоздала.

В обобщённо-личном предложении сказуемое выражается либо глаголом во втором лице единственном или множественном числе, либо глаголом в третьем лице и множественном числе. Таким образом сейчас разговаривают с посетителями.

В односоставном безличном сказуемым является глагол в форме третьего лица единственного числа и настоящего или будущего времени. Также сказуемым может быть глагол среднего рода в прошедшем времени или условном наклонении. Меня мутит. Темнело.

Важно помнить, что количество грамматических основ в предложении не ограничено. Как определить грамматическую основу сложного предложения? Грамматическую основу сложного предложения определить так же легко, как и основу простого предложения. Разница лишь в их количестве.

Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое .

Подлежащее

Подлежащее - это главный член предложения, который связан со сказуемым и отвечает на вопросы именительного падежа кто? или что?

Способы выражения подлежащего

Способы выражения Примеры
1. Имя существительное в именительном
падеже (или другая часть речи,
употребленная в значенииимени существительного)
Метель надвинулась сразу. (Н. Островский)
Собравшиеся обсуждали повестку дня.
2. Местоимение в именительном падеже Каждый отправился в комнату, ему предназначенную.
(А. Пушкин)
3. Неопределенная форма глагола Охранять природу - значит охранять Родину.
(К. Паустовский)
4. Фразеологизмы В поле вышли от мала до велика.
5. Собственное наименование Широкой полосой, от края до края, протянулся
Млечный Путь . (В. Арсеньев)
6. Синтаксически цельное словосочетание Мы с бабушкой уходили тихонько к себе на чердак.
(М. Горький)

Сказуемое

Сказуемое - это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы что делает предмет? что с ним происходит? каков он? и др.
Сказуемое выражается глаголом в форме одного из наклонений.
Сказуемое может быть простым и составным .

Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется простым глагольным сказуемым .
В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются одним словом. Сказуемое выражает характер движения; в то же время глаголы указывают на реальное действие.

Составным называется такое сказуемое, в котором лексическое и грамматическое значения выражаются в разных словах.
Составное сказуемое может быть глагольным и именным . Оно состоит из двух частей: одна часть (связка) выражает грамматическое значение сказуемого, другая (глагольная и именная) - основное лексическое значение сказуемого. В качестве связок бывают глагол быть и вспомогательные глаголы.

Составным глагольным называется сказуемое, которое состоит из вспомогательного глагола, выражающего грамматическое значение сказуемого, и неопределенной формы глагола, выражающей его основное лексическое значение.
Вспомогательные глаголы выражают значения начала, конца, продолжительности действия, его желательности или возможности.
В роли связки составного глагольного сказуемого могут выступать сочетания некоторых кратких прилагательных (должен, рад, готов, обязан, способен, намерен и др.) и служебного глагола-связки быть в форме одного из наклонений.

Составным именным называется сказуемое, которое состоит из глагола-связки, выражающего грамматическое значение сказуемого, и именной части (имени прилагательного, имени существительного и др.), выражающей его основное лексическое значение.
Наиболее употребляемым является глагол-связка быть , выражающий только грамматические значения.

Примечание:
В роли связок могут выступают глаголы, имеющие значения движения, состояния: прийти, приехать, вернуться и др.; сидеть, стоять и др.

Именная часть составного сказуемого выражается именем прилагательным, именем существительным, кратким страдательным причастием и др.

Примечание:
В именную часть могут входить союзы как, будто, словно, точно , вносящие в сказуемое значение сравнения.

2. Чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том, что

Сказуемое зависит от подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет? каков предмет? что с ним происходит? кто такой предмет? что такое предмет?

- сказуемые бывают простыми и составными.

- фразеологизмом: Он принял участие в конференции (=участвовал).

Примечание:

- Простое глагольное сказуемое чаще всего выражается одним словом (глаголом), но может состоять из двух слов, если глагол употреблен в форме будущего сложного времени (будут читать) или в форме повелительного наклонения (пусть читают).

- Следует избегать распространенных ошибок при выделении простого глагольного сказуемого:

нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы ПУСТЬ, ДА­ВАЙ, БЫ, образующие формы повелительного и условного (сослагательного) на­клонения: Пусть всегда светит солнце (Сказуемое ПУСТЬ СВЕТИТ.) Давай по­говорим об этом завтра. (Сказуемое ДАВАЙ ПОГОВОРИМ.) Я бы не пошел. (Сказуемое НЕ ПОШЕЛ БЫ.)

ошибочно включают в состав сказуемого второстепенные члены: Семена созре­вают в плодах. (В этом предложении нельзя в качестве сказуемого выделить соче­тание слов «созревают в плодах», так как «в плодах» - обстоятельство места.)

2) Составное глагольное сказуемое:

- вспомогательный глагол + инфинитив: Он стал говорить взволнованно.

A) начала, конца или продолжения действия + инфинитив: Он начал кашлять. Она продолжает смеяться. Мы закончили выпол­нять упражнение. Я перестал бегать по утрам.

Б) вспомогательный глагол со значением склонности, привычности к действию + ин­финитив: Я хочу много путешествовать. Ты мог бы говорить не так громко? Мы стараемся хорошо учиться. Она стремится много тренироваться.

B) вспомогательный глагол со значением мысли, чувства + инфинитив: Он боялся опоздать на экзамен. Мы не любим много путешествовать. Они думали прийти вовремя.

- краткое имя прилагательное (РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НА­МЕРЕН, СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН) + инфинитив: Я рад побывать на конференции. Мы готовы подежурить в столовой. Она согласна выйти за него замуж. Они вы­нуждены жить далеко от Родины. Вы должны немедленно уехать.

- НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО + инфинитив: Надо мыть руки перед едой. Мне нужно срочно уехать. Вам необходимо сдать работу к сроку. Правила не надо учить, достаточно практиковаться.

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного глагольного сказуемого:

- нередко ученики неверно определяют границы составного глагольного сказуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Они начнут готовить­ся к соревнованиям. (В этом предложении нельзя выделить в качестве сказуемого только одно слово «начнут», так как оно не называет то главное действие, которое совершает подлежащее «они», а только указывает на фазу его протекания (начало выполнения). Сказуемым будет являться сочетание слов «начнут готовиться» : вспомогательный глагол «начнут» выражает грамматическое значение (указывает на то, что действие будет происходить в скором времени), а инфинитив «готовиться» - лексическое, то есть непосредственно называет действие.)


- инфинитив не включается в состав сказуемого, а является второстепенным членом , если

A) инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц: Все проси­ли ее спеть что-нибудь. (Подлежащее «они» совершает только действие, названное глаголом «просили» (все просили, а спеть должна она). Инфинитив «спеть» в этом случае будет являться дополнением .)

Инфинитив-дополнение зависит от сказуемых с определенным значением - значением волеизъявления: просить, приказать, уговорить, умолять: умоляет о чем? приехать в гости; предложил что? пойти на дискотеку.

1) Простое глагольное сказуемое может быть выражено:

- глаголом в форме изъявительного, повелительного или условного наклонения: Она поет. Она будет петь. Она споет. Пусть она споет! Давай спой! Спела бы ты.

- инфинитивом: Жить - Родине служить. Как заиграет музыка, мальчонка сразу пля­сать.

Б) инфинитив зависит от глагола движения: Он пришел узнать информацию о пред­стоящих переводных экзаменах. (Инфинитив «узнать», употребленный при глаголе движения «пришел», является обстоятельством цели.

к инфинитиву можно задать вопрос КАКОЙ? Охота странствовать напала на не­го. (Охота (какая?) странствовать. Перед нами инфинитив в роли несогласованного определения.)

Итак, инфинитив в предложении может быть частью составного глагольного сказуемого, а может выступать в роли второстепенного члена предложения. Чтобы определить синтаксиче­скую роль инфинитива, необходимо задать к нему смысловой вопрос. Если это удастся сделать, перед нами - второстепенный член предложения (обстоятельство, дополнение, определение), если же нет - часть составного глагольного сказуемого.

3) Составное именное сказуемое

Глагол-связка + именная часть (имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, причастие, наречие): Задача оказалась сложной. Мой папа - врач.

Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.

Именная часть выражает лексическое значение сказуемого.

2. глагол-связка БЫТЬ в форме одного из наклонений (БЫЛ, БУДЕТ, БЫЛ БЫ, ПУСТЬ БУДЕТ) + именная часть: Пусть добрым будет ум у вас, а сердце умным будет.

Примечание: в настоящем времени глагол-связка БЫТЬ выступает в нулевой форме: Он студент. Он был студентом. Он скоро будет студентом.

Б) Глагол-связка ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ, СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ, ВЫГЛЯДЕТЬ + именная часть: Сюжет романа оказался оригинальным. Она является хозяйкой этой машины. На улице становится холод­но. Характер у него тоже изменился: стал тяжелым, раздражительным.

3. глагол-связка со значением движения, положения в пространстве + именная часть: Осень пришла дождливая. Он ушел успокоенный.

Способы выражения именной части

Чем выражена именная часть составного именного сказуемого

Примеры

Имя существительное

Мой брат стал экономистом. Снег как сахар.

Имя прилагательное (полное, краткое, в фор­ме сравнительной степени)

Иллюминация во время карнавала была ве­ликолепной. Этот процесс интенсивен. Одно обдуманное слово дороже тысячи легковес­ных.

Имя числительное

Дважды два - четыре. Их изба была третья с краю. Идея «Ревизора» была подсказана Пушкину Гоголем. Воздух сегодня опьяняющий.

Наречие

Как некстати было это воспоминание!

Примечание: Следует избегать распространенных ошибок при выделении составного именного сказуемого: нередко ученики неверно определяют границы составного именного ска­зуемого и вместо всего сказуемого подчеркивают только одну его часть: Сюжет комедии оказался оригинальным.

В этом предложении нельзя выделять в качестве сказуемого только одно слово «оказал­ся», так как оно не дает исчерпывающей характеристики подлежащему «сюжет». Важно, что сюжет был нов, необычен. Сказуемым будет сочетание слов «оказался оригинальным»: глагол- связка «оказался» выражает грамматическое значение (указывает на то, что событие было в прошлом), а имя прилагательное «оригинальным» - лексическое, то есть непосредственно ха­рактеризует подлежащее.

Составное именное сказуемое (8 класс) , наряду с подлежащим, является одним из главных членов предложения. Как известно, выделяются три типа сказуемых: простое глагольное сказуемое, составное глагольное сказуемое, составное именное сказуемое. Простое глагольное выражается одним полнозначным словом или связанным словосочетанием. Составное глагольное сказуемое включает две части: инфинитив и глагол. Что такое составное именное сказуемое? Для начала отметим, что изучается оно в 8 классе, состоит из двух частей: связки и именной части.

Вконтакте

Одноклассники

Составное именное сказуемое (8-й класс)

Связка в составном именном сказуемом

Связка выражает модальность и категорию времени . В качестве связки могут выступать чаще всего следующие глаголы:

  • Глагол быть во всех категориях времени. Не забываем о том, что этот глагол в форме настоящего времени превращается в нулевую связку;
  • глаголы стать, оказаться, становиться и др.;
  • глаголы с категориальным значением действия либо процесса: приехать, вернуться, стоять, уйти, доехать, доплыть, улететь, прийти и др.;
  • Катерина возбуждена и взвинчена из-за непредвиденных обстоятельств, возникших на её пути домой. Я буду первой только ради того, чтобы быть лучше тебя. Станешь хорошим мальчиком, я, может, возьму тебя с собой в цирк.
  • На улице становилось прохладно, поэтому мы вернулись в дом. Ты оказалась двуличным человеком, так как хотела всех поссорить. Становится весело от тех воспоминаний давнопрошедших дней.
  • Уйти бы здоровым от этого доктора. Супруг прилетит завтра самолётом через Москву прямым рейсом.

Виды связок

У составного именного сказуемого есть несколько видов связок , заметно отличающихся друг от друга:

В формах прошлого и будущего времени глагол быть выражается отчётливо . Тот же контекст: она была врачом с большим опытом, но маленькими амбициями и она будет врачом с большим опытом, но маленькими амбициями. В предложениях выделены составные именные сказуемые с отвлечённой связкой быть.

Несколько слов и о форме сослагательного наклонения, при её использовании к отвлечённой связке быть добавляется частица бы. Предложение: она была бы врачом с большим опытом, но маленькими амбициями.

  • Связка полуотвлечённая , представлена глаголами являться, казаться, оказаться, явиться, становиться и др. Особенность полузнаменательных связок в том, что они несут в себе не только грамматическую составляющую, но и помогают в выражении значения именной части сказуемого. Предложение: она оказалась врачом с большим опытом, но маленькими амбициями.
  • Связка знаменательная , выраженная словами действия, движения, какого-либо процесса. Например, к ним отнесём такие глаголы, как сидеть, лежать, слышать, думать, читать, ходить, дышать, бежать, купаться, умываться, раздеваться, говорить и др. Эти связки выражают конкретные лексические и грамматические значения. Предложения: Гуси во дворе ходили важные, будто хозяева всего подворья. Он служил прапорщиком на границе уже много лет.

Именная часть составного именного сказуемого

В роли именной части выступают:

  • Летние дни становятся короче. Сегодня ты выглядишь лучше, чем вчера. Я буду позже, можете не ждать меня к ужину. (имя прилагательное в сравнительной степени).
  • Она является украшением этого вечера (имя существительное в форме творительного падежа).
  • Тётя Маша показалась мне очень грустной. Лето в этом году выдалось необычайно холодное. Цветы, подаренные тобой на праздник, были очень красивые. (имя прилагательное в положительной степени).
  • Этот ребёнок порою бывает совершенно не выносим. Мужчина, живущий этажом выше, необычайно богат. Мёд, собранный со своей пасеки, так сладок. (имя прилагательное в краткой форме).
  • Все ошибки, допущенные при написании диктанта, были моими (притяжательное местоимение).
  • Мне вдруг стало страшно. Это было довольно странно (наречие).

Предложения с составным именным сказуемым

Таким образом, изучается составное именное сказуемое в 8 классе, наряду с другими типами сказуемого: простым глагольным и составным глагольным. Его особенность – наличие двух частей : связки и именной части. Проблема современного школьного образования заключается в том, что иногда учащиеся не успевают в классе до конца понять суть типов сказуемых, как следствие невозможность найти и определить один из главных членов предложения. Бороться с этой проблемой можно по-разному, например, поработать с репетитором или посмотреть доступные и простые видеоуроки на просторах интернета.