Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Философские идеи Ф.М. Достоевского и Л.Н

Достоевский Федор Михайлович 1821-1881 Родители Федора Достоевского

Отец - Михаил Андреевич - лекарь Мариинской больницы для бедных

Мать - Мария Фёдоровна, дочь московского купца Федора Нечаева

Родители давно задумывались о будущем старших сыновей. Они знали о литературных увлечениях Фёдора и Михаила и всемерно поощряли их. Главное инженерное училище в Петербурге. 28 января 1838 года Фёдор Достоевский был зачислен в училище и перебрался в Инженерный замок. Из дружной, любящей семьи Фёдор попал в военное учебное заведение, где новичков нередко истязали воспитанники старших классов. Военная служба тяготила будущего писателя. 5 августа 1841 года последовал приказ о производстве Достоевского из кондукторов в нижний офицерский чин - полевые инженеры-прапорщики. «Бедные люди» - первый роман Фёдора Михайловича Достоевского, начат им в 1844 году и после многочисленных переделок закончен в мае 1845 Молодая Авдотья Панаева надолго запомнилась Достоевскому. Одной характерной чертой её внешности он наградит впоследствии героиню «Преступления и наказания», тоже Авдотью - сестру Раскольникова… «Белые ночи» - повесть об одиночестве человека, не нашедшего себя в несправедливом мире, о несостоявшемся счастье. Весной 1846 года Достоевский знакомится с Петрашевским, сначала берёт в его библиотеке книги социалистов-утопистов, а потом становится частым посетителем «пятниц» в его доме. 15 апреля 1849 года на одной из «пятниц» Достоевский прочитал запрещённое в то время письмо В.Г. Белинского к Н.В. Гоголю, а 23 апреля этого же года 24 участника кружка, в том числе и Достоевский, были арестованы и помещены в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Военный суд признал Достоевского виновным и вместе с 20 другими петрашевцами приговорил к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершён обряд подготовки к смертной казни. Достоевский был приговорён к четырем годам каторжных работ в Омске, а потом к бессрочной службе рядовым. В Семипалатинске Достоевский знакомится с Марией Дмитриевной Исаевой. Писателя целиком захватила эта первая большая любовь… После смерти жены и брата Достоевский чувствует себя бесконечно одиноким…

Анна Корвина-Круковская

Аполлинария Суслова

Столь долгожданное семейное счастье пришлось испытать Достоевскому в 46 лет. Фёдор Михайлович считал свой брак с Анной Григорьевной Сныткиной вступлением в новую жизнь.

Благодаря Анне Григорьевне Достоевский обрёл душевный покой и семейное счастье.

От брака с Анной Григорьевной у Ф. М. Достоевского было четверо детей Роман «Бесы» - грозное пророчество писателя о надвигающихся на мир катастрофах, это роман - предупреждение. Вершиной в творчестве Фёдора Михайловича Достоевского стал роман «Братья Карамазовы». Лебединой песней Достоевского была речь на открытии памятника А.С. Пушкину в Москве в июне 1880 года. Взгляды Достоевского, сложившиеся после каторги, нашли в «Преступлении и наказании» яркое художественное воплощение. Его улыбка - где он взял её? - Согрела всех мучительно-влюблённых, Униженных, больных и оскорблённых, Кошмарное земное бытиё. Подготовила педагог-библиотекарь МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Чистополь РТ Николаева Елена Владимировна 2016г.

«Ф.М.Достоевский» - Возвращение Достоевского в литературу. Начало литературного труда Достоевского. «Дневник писателя». Достоевский в Инженерном училище (1838-43). Роман имел огромный успех. Происхождение Федора Михайловича Достоевского. Один из приговорённых к казни, Григорьев, сошёл с ума. В училище оформились первые литературные замыслы.

«Достоевский и Гоголь» - Традиция. Энциклопедия»; Гипотеза: Если изучить материалы, характеризующие ведущие тенденции развития русской литературы второй половины 30-ых-40-ых гг. XIX века 1.1.«Натуральная школа» в литературе 40-ых гг. - Имя героя «Записки сумасшедшего» Аксентий (от Авксентий) происходит от греческого «увеличиваться», «расти», а Поприщин отсылает к идее карьеры, поприща.

«Фёдор Михайлович Достоевский» - Дом в Семипалатинске. Дом во Флоренции. Петропавсловская крепость. Больница, где родился писатель. Сын Фёдор. Достоевский в Петербурге. Дом в Старой Руссе. Кабинет. Дом в Женеве. Михаил Андреевич. Фёдор Михайлович Достоевский 1821-1881 гг. Инженерный замок. Мария Дмитриевна Исаева. Первая жена. Вторая жена.

«Жизнь и творчество Достоевского» - Назовите цель поездки. Ф. М. Достоевский. Участники: обучающиеся 5-11 классов, зав. библиотекой, учителя литературы, рук. музея. Где Достоевский отбывал каторгу? Викторина. Событие приурочено к 190-летию со дня рождения Федора Михайловича Достоевского. М.Д. Исаева. Участником какого кружка стал Достоевский в 1848году?

«Достоевский биография» - 1880 год. Черновые наброски романа «Бесы». 1845 – 1848 годы кружок буташевича -петрашевского. Кабинет Ф. М. Достоевского, в доме на углу Кузнецкого переулка и Ямской улицы в Петербурге. Словарная работа: Мариинская больница для бедных, левый флигель. 1872 год. 1 февраля - погребение Достоевского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

«Рассказы Достоевского» - Весна 1857 года –Достоевский женится на вдове Марии Дмитриевне Исаевой. 1844 – 1845 годы – работа над первым романом «Бедные люди». Мать - Мария Федоровна, урожденная Нечаева, происходила из купеческой семьи. Федор Михайлович Достоевский 1821-1881. МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ- старший брат Федора.

1 слайд

Достоевский Федор Михайлович Великий русский писатель и мыслитель. Годы жизни: 30.10.1821-28.01.1881 Родился в Москве. Подпись:

2 слайд

Семья Отец Михаил Андреевич - врач московской больницы для бедных, потомственный дворянин. В 1831 приобрел село Даровое Тульской губернии, в 1833 соседнюю деревню Чермошню. По воспитанию детей, отец был человеком независимым, образованным, заботливым семьянином, но обладал характером вспыльчивым и подозрительным. После смерти жены в 1837 вышел в отставку, поселился в Даровом. По документам, умер от апоплексического удара, но по воспоминаниям родственников, был убит своими крестьянами.

3 слайд

Семья Мать Мария Фёдоровна (урожденная Нечаева). Была, по воспоминаниям детей, прекрасной и доброй женщиной. Умерла от чахотки в 1815. В семье Достоевских было еще шестеро детей: Михаил, Варвара, Андрей, Вера, Николай, Александр.

4 слайд

Жизнь писателя В 1833 Достоевский был отдан с братом Михаилом в полупансион Драшусова. С осени 1834 по весну 1837 Достоевский посещал частный пансион Чермака. Учитель русского языка Билевич сыграл определенную роль в духовном развитии Достоевского. Воспоминания о пансионе послужили материалом для многих произведений писателя.

5 слайд

1837 год стал важной датой для Достоевского. Это год смерти его матери, год смерти Пушкина, творчеством которого он зачитывался с детства, год переезда в Петербург и поступления в Главное инженерное училище, благодаря чему он получил не только качественное инженерное образование, но и возможность продолжения культурного развития. Жизнь писателя

6 слайд

В 1839 году он получил известие об убийстве отца крепостными крестьянами. Тогда же состоялось его знакомство с Шидловским, чья религиозно-романтическая настроенность увлекла Достоевского. Жизнь писателя

7 слайд

В 1849 году был арестован в связи с «делом Петрашевского», участники которого были в той или иной мере «вольнодумцами» и имели революционные взгляды. Суд приговорил преступников к смертной казни, но в последний момент приговор был изменен на наказание в виде каторжных работ. Четыре года Достоевский провёл на каторге в Омске. В 1854 году Достоевский был освобождён и отправлен рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Здесь у него начался роман с Марией Дмитриевной Исаевой. Она была замужем за горьким пьяницей, который вскоре после встречи Достоевского и Исаевой скончался. В 1857 году они обвенчались. Жизнь писателя

8 слайд

При жизни Достоевского в культурных слоях общества противоборствовали по крайней мере два политических течения – славянофильство и западничество. У Достоевского же была своя идея – «почвенничество». С течением времени взгляды Достоевского развивались, и в период своего третьего пребывания за границей он окончательно стал убеждённым монархистом. Политические взгляды

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация « Биография Ф.М.Достоевского».

Федор Михайлович Достоевский (1821-1881) « Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования». ***

Федор Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей). Отец, Михаил Андреевич, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать,Мария Федоровна, из купеческой семьи Нечаевых.

Начало учения Федора Достоевского. В 1832 Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), затем в пансионе Л. И. Чермака.

Достоевский в Инженерном училище (1838-43). С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (впоследствии всегда считал, что выбор учебного заведения был ошибочным). По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.

Литературная деятельность. Началом литературной деятельности стал перевод повести О.Бальзака «Евгения Гранде». Зимой 1844 Достоевский задумал роман «Бедные люди »,ставший его триумфальным дебютом.

Литературный круг Достоевского Ф.М. Войдя в кружок Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский « страстно принял все учение» критика, включая его социалистические идеи.

Достоевский и петрашевцы. На собраниях, носивших политический характер, затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А.И.Герцена, запрещенное тогда письмо Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым; общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Под утро 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев писатель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.

Достоевский под следствием и на каторге.

Возвращение в литературу. С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей еще до брака горячее участие в его судьбе.

Журналистская деятельность Достоевского Ф.М. В 1859 Достоевский вышел в отставку «по болезни» и получил разрешение жить в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы «Время», затем «Эпоха», сочетая огромную редакторскую работу с авторской.

Семейные катастрофы и новая женитьба Достоевского Ф.М. В 1864 умерла жена Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжело пережил потерю. Вслед за ней внезапно скончался брат Михаил. Новая женитьба (на Сниткиной А.Г.) скоро доставила ему в полной мере то семейное счастье, которого он так желал.

Роман «Преступление и наказание» Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки стать «властелином судьбы», подняться над «тварью дрожащею» и одновременно осчастливить человечество, спасти обездоленных - философский ответ Достоевского на революционные настроения 1860-х гг.

Великие романы Достоевского Ф.М.

Завещание Достоевского Ф.М. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о « всечеловечности » как высшем выражении русского идеала, о «русском скитальце», которому необходимо «всемирное счастье». Эта речь, вызвавшая огромный общественный резонанс, оказалась завещанием Достоевского.


Слайд 1

Русская философия Введение

Слайд 2

Чем является русская философия?

Михаил Васильевич Нестеров, Философы (о. Павел Флоренский и Сергей Николаевич Булгаков)

Слайд 3

Слайд 4

библиография

В.В. Зеньковский, История русской философии, т. 1-2. Н.O. Лосский, История русской философии. Н.А. Бердяев, Русская идея. Ф. Коплстон, Философия в России (от Герцена до Ленина и Бердяева). Б.В. Яковенко, История русской философии. М.М. Маслин, А.Ф. Замалеев, С.М. Половинкин, Л.Е. Шапошников, И.И. Евлампиев, К. Антонов...

Слайд 5

План лекций

Общее введение в русскую философию; Русская мысль до периода систем Вера и знание: В.С. Соловьев, Н.О. Лосский Философия и апофатизм: о. П. Флоренский, С.Л. Франк Экзистенциальная философия: Н.А. Бердяев, Лев Шестов Философские споры: Имяславский спор Неопатристический синтез

Слайд 6

ГДЕ РАЗВИВАЛАСЬ РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ?

Слайд 7

Когда началась русская философия?

1755 – Московский университет (А.А. Введенский)

Слайд 8

Григорий Сковорода (1722–1794) Владимир Соловьев (1853–1900) – первая философская система не ранее XVIII века century

Слайд 9

Две традиции

Восточно-христианская (византийская) (богословско-мистическая – философия в рамках богословия) Философия как мудрость, образ жизни Ярослав Мудрый (ок. 1037) Западная (теоретическое умозрение) Возрождение, Просвещение, XIX век

Слайд 10

Философия на Западе

Слайд 11

Философия в России

Слайд 12

Специфика русской мысли

Тесная связь философии и религии

Слайд 13

Антропология: человек есть творение Божие, член Церкви, концепция обожения Гносеология: “обновление ума”, Логос Метафизика: всеединство Натурфилософия: космизм Философия науки: цельное знание

Слайд 14

2. Неакадемический характер и экзистенциальная направленность

Слайд 15

3. Проблема национальной идентичности («Русская идея») 1523, «Москва - третий Рим:” " два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать!” Пётр Чаадаев (1794-1856) Славянофилы и западники Владимир Соловьёв Евразийство и неоевразийство (Александр Дугин)

Слайд 16

4. Идея соборности - Соборность - Всеединство Космизм Цельное знание…

Слайд 17

5. Идеализм – влияние Платона и немецкой философии XIX века "серия примечаний к Платону"

«единственный предмет философии есть Бог"

Слайд 18

Философская мысль в Средние века

“Православие не имело своего века схоластики, оно пережило только век патристики” “Православие есть, прежде всего, ортодоксия жизни, а не ортодоксия учения” (Николай Бердяев)

Слайд 19

Свт. Кирилл и Мефодий

Первая философская терминология: природа, сущее, вселенная, закон, идея и т.п.

Слайд 20

Икона как locus philosophicus

Высшие достижения Греции составляли ее искусство и наука логики. Молодая Россия жадно впитывала первое и игнорировала вторую” (Николай Зернов) “умозрение в красках” (Евгений Трубецкой)

Слайд 21

Павел Флоренский, Иконостас

“Из всех философских доказательств бытия Божия наиболее убедительно звучит именно то, о котором даже не упоминается в учебниках; примерно оно может быть построено умозаключением: “Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог”

Слайд 22

“Метафизика света”

Слайд 23

XVI век – новая школа иконографии

Декоративный символизм, аллегоризм Влияние итальянского искусства, 1554 – Стоглавый собор “Рационализирование иконы”: “Икона становится слишком литературной, начинает изображать скорее идеи, чем лики; самая религиозная идея слишком часто тонет, теряется и расплывается в художественной хитрости и узорочьи форм. Икона в это время нередко обращается в прямую иллюстрацию к литературным текстам, иногда библейским, иногда житейским и апокрифическим” (Гергий Флоровский, Пути русского богословия, 1937)

Слайд 24

Новгородская икона софии, премудрости Божией

Софиология

Слайд 25

Определение философии (св. Иоанн дамаскин, Философские главы)

познание сущего как такового, т.е. познание природы сущего; познание Божественных и человеческих вещей, т.е. видимого и невидимого; помышление о смерти, как произвольной так и естественной; уподобление Богу. Уподобляемся же мы Богу через мудрость, т.е. через истинное познание добра; искусство из искусств и наука из наук; любовь к мудрости; Бог же есть истинная мудрость. Таким образом любовь к Богу есть истинная философия.

Слайд 26

Киевская и Московская Русь Система Космы Индикоплова (Христианская Топография)

Слайд 27

Первое философское сочинение

Слово о законе и благодати - Митрополит Иларион Между 1037 и 1050 Софийский собор в Киеве

Слайд 28

Просвещение (XVII-XVIII век) - два пути развития философии

Религиозный: “секуляризация внутри церковного сознания, идущая без разрыва с Церковью” (Григорий Сковорода) Светский (вторая схоластика) Преодоление недоверия к рациоанльному началу в богословии Философия становится более независимой и автономной дисциплиной

Слайд 29

” Григорий Сковорода (1722–1794) “Сократ на Руси”

Писал на церковно-славянском “Мир ловил меня, но не поймал” «Что есть философия? Ответ: пребывать с самим собой, с собой уметь разговаривать» Сочинения: Наркісс. Разглагол о том: узнай себе Беседа, нареченная двое, о том, что блаженным быть легко Диалог, или разглагол о древнем мире Разговор пяти путников о истинном счастии в жизни Кольцо. Дружеский разговор о душевном мире

Слайд 30

Антропология – метафизика сердца

“Сердце твое есть голова внешностей твоих. А когда голова, то сам ты есть твое сердце” «Главная цель человеческой жизни – дух человека, мысли, сердце. Каждый имеет свою цель в жизни, но не каждый главную, т.е. не каждый заботится о голове жизни... Философия является любовью к мудрости, она направляет все к тому, чтобы дать жизнь духу нашему, благородство сердцу, свет мыслям»

Слайд 31

“познай самого себя” -

Человек есть микрокосм, «маленький мир», мирок, в котором «метафизически заключено все реальное» Микрокосм сроден макрокосму: мир таков, каким человек его переживает ««Познать себя самого, и сыскать себя самого, и найти человека – все сие одно значит»

Слайд 32

Метафизика– три мира

Макрокосм Микрокосм Символический мир (Библия, мифы и т.п.): «Есть же три мира. Первый является всеобщее и мир населен, где живет все рожденное. Этот, составленный из несчетных мир-миров, и есть большой мир. Другие два частичные и малые миры. Первый - микрокосм, то есть мирок, малый мир или человек. Второй мир символический, то есть Библия»

Слайд 33

Пан(ен)teизм

“Не он ли бытие всему? Он в дереве истинное дерево, в траве трава, в музыке музыка, в доме дом, в теле нашем перстном новое есть тело и точность или глава его. Он всячина есть во всем, потому что истина есть господня; господь же, дух и бог - все одно есть. Он един дивное во всем и новое во всем делает сам собою, и истина его во всем вовеки пребывает; прочая же вся крайняя наружность не иное что, токмо тень его, и пята его, и подножие его, и обветшающая риза...”

Слайд 34

Дуализм идеи и материи

“Все три мира состоят из двух едино составляющих естеств, называемых материя и форма. Сии формы у Платона называются идеи, сиречь видения, виды, образы. Они суть первородные миры нерукотворенные, тайные веревки, преходящую сень, или материю, содержащие”

Слайд 35

Михаил Ломоносов (1711–1765)

“Первый русский университет” (A. Пушкин) «Природа и вера суть две сестры родные, и никогда не могут прийти в распрю между собою. Создатель дал роду человеческому две книги: в одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая книга – видимый сей мир»

Слайд 36

Исследование природы ведет к Творцу Аллегорическая интерпретация Священного Писания

Слайд 37

«Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божественную волю вымерять циркулем. Также не здраво рассудителен и учитель богословия, если он думает, что по псалтыри можно научиться астрономии или химии»

Слайд 38

XVIII век – контакты с Европой

Екатерина II (1762-1796) – “философ на престоле”: переписка с Дидро, д’Алембертом, Вольтером… 1780–1785 первые переводы Платона Российская академия наук, 1724

Слайд 39

1751 г. Г. Теплов – первый в России словарь (латинско-русско-французский) 27 философских терминов

Слайд 40

Екатерина Воронцова-Дашкова

(1743-1810) Директор Академии наук

Слайд 41

Даниил Бернулли и Леонард Эйлер: Связь физики и метафизики

Слайд 42

XIX век – Академическая философия

Духовные академии: 1809 – Санкт-Петербург 1814 – Москва 1819 – Киев 1842 – Казань

Слайд 43

Академические философы

О. Федор Голубинский (1797–1854) Виктор Кудрявцев-Платонов (1828–1891) Памфил Юркевич (1827–1874)

Слайд 44

Памфил Юркевич - “Метафизика сердца”

Сердце и его значение в духовной жизни человека по учению слова Божия (1860): Сердце есть центр духовной жизни человека „сердце может выражать, обнаруживать и понимать совершенно своеобразно такие душевные состояния, которые по своей нежности, преимущественной духовности и жизненности не поддаются отвлечённому знанию разума”

Слайд 45

Славянофилы: Иван Киреевский (1806–1856)

Сочинения: О возможности и необходимости новых начал для философии Девятнадцатый век Влияние отцов Церкви, Шеллинга, Гегеля

Слайд 46

„Они дали новый толчок этому мышлению, создав два упрощенных идеологических конструкта, “образ России” и “образ Запада”: Россия – патриархальный традиционалистский мир, живой, но а-историчный, статичный, обращенный к ценностям прошлого; Запад – мир динамики, развития, совершенствования, устремленный к будущему и безжалостный к настоящему” „в цельном мышлении при каждом движении души все ее струны должны быть слышны в полном аккорде, сливаясь в один гармонический звук”

Слайд 47

Критика западнго рационализма Интеграция всех сфер (воли, разума, интуиции, эстетического чувства): „Но потому ли, что христиане на Западе поддались беззаконно влиянию классического мира, или случайно ересь сошлась с язычеством, но только римская церковь в уклонении своем от восточной отличается именно тем же торжеством рационализма над преданием внешней разумности, над внутренним духовным разумом” „Ибо что это была бы за религия, которая не могла бы вынести света науки и сознания? Что за вера, которая несовместна с разумом?”

Слайд 48

„В православной церкви божественное откровение и человеческое мышление не смешиваются; пределы между божественным и человеческим не переступаются ни наукою, ни учением церкви. Как бы ни стремилось верующее мышление согласить разум с верою, но оно никогда не примет никакого догмата откровения за простой вывод разума, никогда не присвоит выводу разума авторитет откровенного догмата. Границы стоят твердо и нерушимо. Никакой патриарх, никакое собрание епископов, никакое глубокомысленное соображение ученого, никакая власть, никакой порыв так называемого общего мнения какого бы ни было времени не могут прибавить нового догмата, ни изменить прежний, ни приписать его толкованию власть божественного откровения и выдать, таким образом, изъяснение человеческого разума за святое учение церкви или вмешать авторитет вечных и незыблемых истин откровения в область наук, подлежащих развитию, изменяемости, ошибкам и личной совести каждого”

“Я сложил себе символ веры, в котором всё для меня ясно и свято. Этот символ очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но и с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть. Мало того, если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше бы хотелось оставаться со Христом, нежели с истиной” (Письмо к Наталье Фонвизиной)

Слайд 54

Вера Свободная, непринужденная, личная связь с Христом Бессмертие “- Я не верю в будущую жизнь, - сказал Раскольников. (…) Нам вот все представляется вечность как идея, которую понять нельзя, что-то огромное, огромное! Да почему же непременно огромное? И вдруг, вместо всего этого, представьте себе, будет там одна комнатка, эдак вроде деревенской бани, закоптелая, а по всем углам пауки, и вот и вся вечность. Мне, знаете, в этом роде иногда мерещится” (Преступление и наказание)

Слайд 55

Антропология Человек в его отношении со Христом Этика “Преступление? Какое преступление? – вскричал он вдруг в каком-то внезапном бешенстве, – то, что я убил гадкую, зловредную вошь, старушонку..” …. “(...) Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…” (Преступление и наказание)

Слайд 56

Эстетика Kalokagathia: красота + благо “В своих убеждениях он никогда не отделял истину от добра и красоты, в своем художественном творчестве он никогда не ставил красоту отдельно от добра и истины. (...) Для Достоевского (...) это были только три неразлучные вида одной безусловной идеи. (...) Истина есть добро, мыслимое человеческим умом; красота есть то же добро и та же истина, телесно воплощенная в живой конкретной форме. И полное ее воплощение - уже во всем - есть конец и цель и совершенство, и вот почему Достоевский говорил, что красота спасет мир” (В.С. Соловьев)