Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Причастие. Изучение частей речи: на какие вопросы отвечает наречие в русском языке и что оно означает Причастия и отглагольные прилагательные

Причастие - это часть речи, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? (что делающий? что делавший? что сделавший?)

Начальной формой причастия является форма именитель­ного падежа единственного числа мужского рода (Им.п., ед.ч., м.р. ). Обозначая признак предмета по действию , причастие со­четает признаки и .

Причастия образуются от глагола и обладают некоторыми его постоянными признаками. Причастия бывают совершен­ного (прочитавший, взволнованный ) и несовершенного вида (читавший, волнуемый ). Вид причастия совпадает с видом глагола, от которого оно образовано (взволнованный - от гла­гола совершенного вида взволновать , волнуемый - от глагола несовершенного вида волновать ).

Как и глагол , причастия имеют признак времени, но для причастия этот признак является постоянным. Причастия бы­вают прошедшего (слушавший ) и настоящего времени (слу­шающий ). Причастий будущего времени не бывает!

Причастия от возвратных глаголов имеют те же суффиксы, что и от невозвратных, но к окончанию добавляется -ся (тянущийся ).

Как и прилагательное , причастие согласуется с существительным в роде, числе и падеже (это его непостоянные признаки): играющий ребёнок, играющей девочке, играющим детям . Некоторые причастия, подобно прилагательным, могут образовывать краткую форму: построенный - построен, рождённый - рождён .

Некоторые причастия отступают от общего правила их образования: расти — росший, идти — шедший, грести — гребу — грёбший, скрести — скребу — скрёбший .

Синтаксическая роль

В предложении причастия выполняют функцию:

  • определения (полная форма). Сорванн ый девочкой цветок вскоре увял.
  • именной части составного сказуемого (полная и краткая форма). Цветок сорван девочкой сегодня. (Почему здесь пишем одну Н — читайте в конспекте ).

Причастие может иметь при себе зависимые слова . Все вместе они образуют причастный оборот , который является единым членом предложения — определением . В человеке есть желания, заслуживающие уважения , и есть желания, не заслуживающие такового (М.Горький).

План морфологического разбора.

I. Часть речи, общее грамматическое значение; глагол. от которого образовано причастие это.

II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (Им.п., ед.ч., м.р. )
2. Постоянные признаки: а) действительное или страдательное; б) время; в) вид; г) возвратность.
3. Непостоянные признаки: а) полная или краткая форма (у страдательных причастий); б) падеж, в) число; г) род.

III. Синтаксическая роль.

ВНИМАНИЕ. Нужно различать!

Прилагательные и причастия отвечают на один и тот же вопрос, обозначают признак предмета. Чтобы их различать, нужно запомнить следующее: прилагательные обозначают признак по цвету, форме, запаху, месту, времени и т.д. Эти признаки постоянно свойственны этому предмету. А причас­тие обозначает признак по действию, этот признак протекает во времени, он не свойствен предмету постоянно.

Сравним: читальный зал - прилагательное, признак по назначению, и читающий человек - причастие, признак по действию; сме­лый - осмелевший, тёмный - темнеющий, хлопотливый - хлопочущий . Также причастия образуются при помощи свой­ственных только им суффиксов: –ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-), -вш- (-ш- ), -ем-, -им-, -ом-, -т- , -енн– (последний встречается у прилагательных).

◊◊◊ Иногда причастие рассматривают не как самостоятельную часть речи, а как особую форму гла­гола (в настоящем конспекте эта тема не рассматривается ).

Вы смотрели конспект по русскому языку «Причастие как часть речи «. Продолжение темы «Причастие это» в следующих конспектах:

– Сегодня мы с вами познакомимся с новой частью речи – наречием, узнаем на какие вопросы она отвечает, что обозначает.

– Откройте ваши учебники на странице 186 на правиле. Внимательно следите и постарайтесь запомнить вопросы, на которые отвечает наречие.

Правило: наречие – это часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета, признак другого признака и отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? каким образом?

– На какие вопросы наречие отвечает?

– Прочитайте наречия, которые отвечают на вопрос как? из нашей таблицы? На какие еще вопросы отвечают наши наречия? (где? когда? откуда?) Прочитайте эти наречия из таблицы (заполнение таблицы «Части речи»).

– Что может обозначать наречие? (признак действия, признак предмета и признак другого признака) (записывается в столбик)

Таблица «Наречие обозначает…»

Наречие обозначает признак действия, если присоединяется к глаголу: Мы трудились (как?) добросовестно.

Наречие обозначает признак предмета, если присоединяется к имени существительному: прогулка (какая?) пешком; чтение (какое?) вслух

Наречие обозначает признак другого признака если присоединяется к имени прилагательному или другому наречию: (какое) очень высокое дерево; (заполнение таблицы по вопросам учителя)

Наречие – это неизменяемая часть речи, т.е. оно не склоняется и не спрягается.

VI. Осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними.

Чтение правила по цепочке, шепотом, в половину силы, про себя. Рассказать правило, опираясь на схему «Наречие – это…»:

Какая часть речи? Наречие

Что обозначает? Признак действия,

признак предмета,

признак другого признака

На какие вопросы отвечает? Где? Куда? Откуда? Как?

Изменяется

(склоняется, спрягается?) Нет

При первоначальном рассказе даются опорные слова в другом столбике, которые затем убираются, при дальнейшем рассказе опора только на схему .

VII. Физминутка

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе - хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

VIII. Конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.

– Ребята, вы молодцы, разобрались с новым материалом. Теперь откройте ваши учебники на странице 187, упражнение 358. Прочитайте задание, Аня вслух, остальные про себя (прочитайте, поставьте от глаголов вопросы где? куда? откуда?)

Выполнение упражнения по цепочке, запись предложений (3 первые предложения), подчеркивание наречий.

Схема анализа предложения:

Прочитайте предложение.

Найдите глагол.

Поставьте вопросы где? куда? откуда? к нужным словам (найдите наречия).

Перепишите предложение.

Подчеркните наречие.

Подпишите вопрос.

Форма выполнения задания: последовательный разбор каждого предложения с постановкой вопросов, определения наречия, уточнение его значения с опорой на таблицу (признак действия, признак предмета, признак другого признака).

– Молодцы, вы правильно выполнили все упражнение. Над какой частью речи мы сегодня работаем? (наречием) Что обозначает наречие? На какие вопросы отвечает?

В грамматические отношения строятся с помощью изменяемых форм слов. Глагол изменяется по лицам и числам, существительное имеет три склонения и три рода, находится в тесной связи с прилагательным. К этим правилам примыкает и . Только ведет себя своеобразно . Чем выражается его особенность?

Вконтакте

Своеобразное наречие

Огромный словесный арсенал языковеды разделяют на такие категории, как части речи , каждой из которых отведена своя роль. Существительные выполняют номинативно-предметную функцию , то есть называют предмет. описывают действие, а прилагательные дают характеристику.

Особенность наречий в том, что, не находясь в зависимой связи с любым из имен или глаголом, они влияют на его значение : подчеркивают характеристику, видоизменяют, выделяют какое-либо качество. Без них речь не была бы такой насыщенной и эмоционально окрашенной.

Наречие в русском языке имеет отличительное свойство, это обозначение признаков:

  • действия;
  • предмета;
  • другого признака.

Внимание! Если глаголы и имена , взаимодействуют с существительным, принимая во внимание его род и число, то наречия относятся к абсолютно самостоятельным лингвистическим образованиям. Они остаются неизменными по всем параметрам.

Разряды наречий — схема.

Отличительные признаки и вопросы к ним

Признаки, означающие действия

В предложении наречия обычно находятся «в тандеме» с глаголом или такой глагольной формой, существующей в русском языке, как деепричастие. Чтобы лучше понять, какие слова классифицируются как наречие образа действия, рассмотрим примеры их употребления в тексте. Они дают понять, что такое, с лингвистической точки зрения , признак действия:

  • Прохожий шел медленно. Слово «медленно» характеризует глагол движения «ходить».
  • В ту ночь луна светила ярко. Характеристика степени освещения.
  • Гром гремел раскатисто. Характеристика шума, создаваемого природным явлением.
  • Мастер работал быстро и энергично. Характеристика действий.
  • Косяк журавлей летел низко. Характеристика полета.
  • Он молчал, поглядывая украдкой на посетителей. Характеристика поведения.

Важно! Чтобы закрепить понятие, нужно уяснить, какая часть речи отвечает на вопрос: каким образом? (как?) и относится к глаголу или деепричастию.

Признак предмета

Наречие, указывающее на признак какого-либо предмета, отвечает на вопросы какой? какая? какое? Оно используется в предложении вместе с существительным . Примеры:

  • прогулка пешком, блузка навыпуск;
  • уход по-английски, шаг вперед;
  • движение назад, чтение вслух.

Когда те же слова применяются совместно с глаголами, то они характеризуют действия: гулять пешком, уйти по-английски, читать вслух и т.д.

Признак признака

Сочетаясь с прилагательными, наречия ярче выявляют, детально «обрисовывают» признак другого признака . Например:

  • очень ветвистое дерево;
  • чересчур высокий забор;
  • довольно скучное занятие;
  • слишком трудное задание;
  • предельно простая обстановка.

Рассматриваемой нами части речи отводится роль усиления степени характеристики предмета , при этом форма ее останется неизменной .

Часто такие формы употребляют в художественных произведениях.

Четыре группы наречий и вопросы

Время

Внимательно рассмотрев, на какие вопросы отвечает наречие, его относят к различным группам. Легко определить, что наречие, которое отвечает на вопрос: как долго? когда? с каких пор/до каких пор? – относится к группе, обозначающей время или временной промежуток:

  • Традиции в деревне сохранялись издавна.
  • В пору жатвы крестьяне работали в поле дотемна.
  • Делать что-то новое всегда трудно.
  • Он никогда больше не возвращался в этот город.

Место

На вопрос где, куда, откуда дают ответ данные части речи, обозначающие место, где происходит указанное действие:

  • свернуть направо;
  • располагаться посередине;
  • впереди показалась река;
  • шум доносился издалека.

Цели

Характеризующее цель наречие отвечает на вопросы зачем? для чего? :

  • Он сделал это по-глупости.
  • Экскурсанты специально пришли пораньше.
  • Он понял, что объяснять цель прихода было незачем.

Эти наречия чаще всего употребляются в разговорной речи .

Причины

Данные части речи, указывающие на причины, дают ответ на вопрос: по какой причине? почему? :

  • Сослепу он не мог разобрать написанное мелким почерком.
  • Поняв, что нет смысла продолжать спор, Петр замолчал, чтобы сгоряча не наговорить лишнего.

Внимание! Чтобы выяснить, на какие вопросы дает ответы, и к какому разряду относится данная часть речи в русском языке, нужно обратиться к контексту. То есть внимательно прочитать фразу или выражение и задать правильный вопрос.

Смысловые группы наречий.

Спорные вопросы

Вскоре и вдруг

Часто вызывает сомнение слово «вдруг» – это наречие, указывающее на конкретный образ действия или нет? Неизменяемое слово вдруг наречие, которое означает внезапность, непредвиденность совершения какого-либо поступка, явления. Например: «Вдруг он заметил у канала девичью фигуру. Вдруг небо потемнело, и послышались первые раскаты грома. Сомнения пришли не вдруг, до этого он долго размышлял об этом странном предложении.»

Вскоре и скоро — к каким частям речи имеют отношение и какие у них отличительные признаки? Вскоре часть речи, которая как и слово скоро, отвечает на вопрос как? и не изменяется. Оба наречия обозначают признак действия с временным оттенком . Однако скоро употребляется для выражения будущего, а вскоре — прошедшего действия. Сравните: Он появился вскоре./ Он появится скоро.

Как отличить

Спрашивая, какая часть речи в русском языке отвечает на вопрос куда, где, откуда, — учащиеся часто не могут определиться: это части речи или члены предложения. Если имеется в виду первый вариант, то это наречие. А если на вопрос где отвечает обстоятельство, то им может быть как наречие, так и существительное совместно с предлогом.

Сравните: В самом низу лестничной клетки показался силуэт человека.(предлог вместе с именем существительным). Внизу послышался легкий шум.(наречие).

Нередко наречие образа действия путают с именами прилагательными. Чтобы избежать этого, достаточно вспомнить, какие слова отвечают на вопрос как? и имеют отношение к наречию, а какие – на вопрос какой? и являются именами прилагательными. Например, в фразе: «Хороший стимул заставляет работать хорошо.» – хороший — прилагательное, а хорошо – это наречие , которое образовалось от имени прилагательного.

Орфография: Написание наречий

Степени сравнения наречий

Вывод

Наречие — абсолютно самостоятельная часть речи со своими структурно-лингвистическими особенностями и особой эмоционально-семантической ролью в устной разговорной речи и литературном тексте. С помощью него можно составить предложение с любым эмоциональным оттенком , выражая свое отношение к человеку, явлению или событию.

Причастия представляют собой особую форму глагола и указывают на признак по действию. Образование причастий во много зависит от вида и спряжения глагола. Для большего удобства в статье представлена таблица, в которой описаны способы формирования причастий с примерами.

Причастия – особая форма глагола, обозначающая признак по действию. В русском языке выделяют причастия действительного и страдательного залога настоящего и прошедшего времени. При образовании причастий важную роль играют вид и спряжение глагола.

Таблица Образование причастий в русском языке

Действительные причастия (обозначают признак по действию, выполняемому определяемым предметом) Страдательные причастия (обозначают признак по действию, выполняемому над определяемым предметом)
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Краткие формы
От какой основы причастия образуются основы глаголов настоящего времени от основы инфинитива глагола (основы прошедшего времени) от полных форм страдательных причастий настоящего и прошедшего времени
От каких глаголов образуются от переходных и непереходных глаголов НСВ от переходных и непереходных глаголов НСВ; переходных и непереходных глаголов СВ от переходных глаголов НСВ от переходных глаголов НСВ и СВ (кроме любить, брать, искать )
Формообразующие суффиксы -ущ-/-ющ- (от глаголов 1-го спряжения)

-ащ-/-ящ- (от глаголов 2-го спряжения)

-вш- (от основы инфинитива или прошедшего времени на гласный)

-ш- (от основы инфинитива или прошедшего времени на согласный; от основ непродуктивных глаголов с суффиксом -ну-; от глаголов на -сти (только архаические формы); от глагольных основ на -чь )

-ом-/-ем- (от глаголов 1-го спряжения)

Им- (от глаголов 2-го спряжения)

-нн- (от глаголов на -ать, -ять, -еть )

-енн- (от глаголов с основой на -и- )

-т- (от основ на –оть, -ереть, -нуть и односложных глаголов)

-ен/-н/-т (образуются путем усечения окончания либо части суффикса и окончания)
Примеры играют – играющий, смеются – смеющийся, звенят – звенящий, томят – томящий (но брезжат – брезжущий ). летать – летал – летавший, украсть – украл – укравший, уйти – ушел – ушедший, беречь – берег – берегший ведут – ведомый, омывают – омываемый, называют – называемый, проводят – проводимый смешать – смешал – смешанный, убрать – убрал – убранный, купить – купил – купленный, сжать – сжал – сжатый любимый – любим, скошенный – скошен, смятый – смят

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой