Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Деятельность человека многообразие человеческой деятельности. Деятельность человека и её основные формы

Человеческая деятельность, ее многообразие.
В общественных науках под деятельностью понимается форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира,

В структуре любой деятельности принято выделять объект, субъект, цель, средства ее достижения и результат. Объектом называется то, на что данная деятельность направлена; субъектом - тот, кто ее осуществляет. Прежде чем начать действовать, человек определяет цель деятельности, т. е. формирует в своем сознании идеальный образ того результата, которого он стремится достичь. Затем, когда цель определена, индивид решает, какие средства ему необходимо использовать для достижения поставленной цели. Если средства выбраны правильно, то итогом деятельности будет получение именно того результата, к которому стремился субъект.

Основным мотивом, побуждающим человека к деятельности, является его желание удовлетворить свои потребности. Эти потребности могут быть физиологическими, социальными и идеальными. Осознаваемые в той или иной мере людьми, они становятся главным источником их активности. Огромную роль играют и убеждения людей относительно целей, которых необходимо достигнуть, и основных путях и средствах, к ним ведущих. Иногда в выборе последних люди руководствуются сложившимися в обществе стереотипами, т. е. некоторыми общими, упрощенными представлениями о каком-либо социальном процессе (конкретно - о процессе деятельности). Неизменная мотивация имеет тенденцию воспроизводить аналогичные действия людей и как следствие - аналогичную социальную реальность.

Различают деятельность практическую и духовную. Первая направлена на преобразование существующих в реальности объектов природы и общества. Содержанием второй является изменение сознания людей.

Практическая деятельность подразделяется на:

А) материально-производственную;

Б) социально-преобразовательную.

В духовную деятельность включают:

А) познавательную деятельность;

Б) ценностно-прогностическую деятельность;

В) прогностическую деятельность.

В зависимости от полученных результатов деятельность может быть охарактеризована как разрушительная или созидательная.

Деятельность оказывает огромное влияние на личность, являясь той основой, на которой происходит развитие последней. В процессе деятельности индивид самореализуется и самоутверждается как личность, именно процесс деятельности лежит в основе социализации индивида. Оказывая преобразовательное воздействие на окружающий мир, человек не только адаптируется к природной и социальной среде, но перестраивает и совершенствует ее. Вся история человеческого общества - это история деятельности людей

Многообразие деятельности

Со второй половины XIX века, когда было признано, что человек - продукт биологической эволюции, центральным для всей теории развития человека как живого существа стал вопрос об основном отличии людей от высокоорганизованных животных и о научном объяснении этого отличия. В настоящее время в качестве такого отличительного признака признается человеческая деятельность как постоянно возобновляющийся процесс труда, направленный на преобразование окружающей среды, результатом которого является создание артефактов, т. е. разнообразных культурных образцов - «второй природы». Деятельность человека имеет осознанно целесообразный характер. Причем сознательное определение цели деятельности (функция целеполагания) присуща только людям. Выделяют следующие основные элементы структуры деятельности:

    субъект - тот, кто осуществляет деятельность;

    объект - то, на что направлена деятельность;

    цель -ожидаемый результат деятельности; средства достижения цели и сам результат.

В основе поведенческой активности человека лежат определенные мотивы деятельности, отражающие актуализированные потребности человека. Существуют различные классификации человеческих потребностей. Одна из них разработана американским социальным психологом А. Маслоу. Она представляет собой иерархию и включает две группы потребностей:

    первичные потребности (врожденные) - в частности, физиологические потребности, потребность в безопасности,

    вторичные потребности (приобретенные) - социальные, престижные, духовные. С точки зрения Маслоу, потребность более высокого уровня может появляться только при условии удовлетворения потребностей, лежащих на более низких уровнях иерархии.

Виды человеческой деятельности многообразны. Наиболее крупная ее дифференциация предполагает выделение двух типов - практической и духовной деятельности. Практическая деятельность направлена на преобразование реальных объектов природы и общества и включает материально-производственную деятельность(преобразование природы) и социально-преобразовательную деятельность(преобразование общества).

Духовная деятельность предполагает изменение сознания людей и включает: познавательную деятельность, осуществляемую в научной и художественной форме; ценностно-ориентировочную деятельность, направленную на формирование системы ценностей, мировоззрения людей; прогностическую деятельность, предполагающую предвидение и планирование изменений действительности.

Также деятельность человека подразделяют на трудовую и досуговую (во время отдыха), творческую и потребительскую, созидательную и разрушительную.

Виды деятельности человека весьма многообразны. В зависимости от различных критериев она подразделяется на практическую, трудовую, учебную, игровую, материальную, духовную, моральную, аморальную, прогрессивную, реакционную, а также включает в себя творчество и общение.

Из школьного курса обществознания известно, что одним из основных отличительных признаков человека, по сравнению с высокоорганизованными животными, признается целесообразная деятельность как постоянное выполнение определенных задач с целью изменения окружающего мира, результатом чего становится создание так называемой «второй природы».

Любая деятельность строится на четырех главных элементах:

  • объекте (предмет, который подвергается изменениям);
  • субъекте (тот, кто совершает деятельность);
  • цели (предполагаемый результат того или иного действия);
  • мотивах (отражает то, на чем основывается воля человека к действию).

Основные виды деятельности человека

К таковым относят материальную и духовнуюь. Предназначение первой заключается в изменении окружающей действительности, включая природу и общество. В свою очередь, она подразделяется на производственную (цель — изменение природных объектов) и социально-преобразовательную (цель – изменение и совершенствование системы общественных отношений).

В качестве примера первой разновидности можно привести создание товаров для общественного потребления.

Социально-преобразовательная проявляется в различных общественно-политических явлениях, как то: государственные реформы, революции, создание партий, участие в выборах.

Духовная деятельность стремится изменить человеческое сознание как в лице одного человека, так и всего общества. Трудно переоценить ее влияние на нашу жизнь. Этот вид помогает объединить людей, ориентирует каждую отдельную личность на поиск собственного пути и счастья.

  • ценностную (мировоззренческую);
  • прогностическую (планирование будущего);
  • познавательную (получение знаний об окружающем мире) деятельность.

Отнесение материальной и духовной деятельности к разным категориям носит условный характер.

На практике эти явления есть не что иное, как две стороны одной медали. Любая из них предполагает материальное воплощение, при этом основывается на планировании, определении целей, способов и путей их достижения.

Практическая деятельность

Состоит в преобразовании всего окружающего мира, включая природу и общество.

Социально-преобразовательная деятельность

Основная цель – изменение структуры общества, общественных явлений. Субъектом является общество, класс, группа или отдельная личность.

Они выполняют действия и задачи, имеющие важное значение для общества, преследуют общественные интересы и цели, используя для этого экономические, политические, идеологические инструменты.

Духовная деятельность

  • воздействие на творческую мысль и научное познание;
  • формирование, изменение взглядов на жизнь;
  • планирование будущих событий.

Духовная жизнь человека основывается на:

  • научной;
  • творческой;
  • религиозной деятельности.

Вторая включает в себя художественное, музыкальное, актерское искусство, архитектуру, режиссуру.

Общественная деятельность

Одним из ее проявлений является деятельность политическая, в основе которой лежит государственное управление. Жизнь людей, включенных в общественные процессы, в обязательном порядке подпадает под влияние политических партий и государственных решений.

На них, в свою очередь, оказывают воздействие различные формы участия народа в политической жизни страны, с помощью которых граждане выражают свою волю и гражданскую позицию, предъявляют представителям власти свои политически требования.

Прогностическая деятельность

Представляет собой выстраивание модели будущих действий и событий, предположение о возможных изменениях действительности. Источником данного вида деятельности является человеческая фантазия, которая предшествует реальной действительности, выстраивает модель будущего.

Результатами проектирования становятся:

  • планы, таблицы, схемы для изобретений и различных строительных конструкций;
  • идеальные модели для общественных изменений;
  • идеи новых форм государственного и политического устройства.

Ведущие виды деятельности — игра, общение и труд

Игра характеризуется выполнением реальных действий с помощью выдуманных средств.

Общение представляет собой процесс передачи информации в результате взаимодействия. Люди вынуждены контактировать друг с другом, чтобы удовлетворять потребность в совместной деятельности.

Оно заключается не только в обмене информацией, но также и в передаче друг другу эмоций, переживаний, проявлении того или иного отношения к людям и вещам, выражении оценки поведения окружающих, их поступков.

Труд направлен на получение результатов, имеющих практическую пользу.

Виды профессиональной деятельности человека

Профессиональная деятельность характеризуется организованностью, в большинстве случаев является монотонной, регулируется стандартными правилами. Человек, который ее осуществляет, обладает подробными, глубокими сведениями и практическими навыками в определенной области познания.

Результаты такой деятельности имеют большую общественную значимость, так как влияют на жизнь многих людей.

В понятие «профессия» входят различные роды деятельности. Всего различают пять типов профессиональной деятельности:

  1. Человек-техника. Работа человека с механизмами, материалами, энергией.
  2. Человек-человек. Воспитание, обучение, обслуживание, руководство.
  3. Человек-природа. Взаимодействие с пятью царствами живой природы (животные, растения, грибы, вирусы, ), а также объектами неживой природы (минералы, полезные ископаемые и т. д.).
  4. Человек-знаки. Работа с цифрами, языками, знаками.
  5. Человек — художественный образ. Создание музыки, литературы, актерская игра, написание картин и т. д.

Пример прогрессивной деятельности

В зависимости от того, какие последствия оказала деятельность на ход истории, развитие государства и общества, выделяют прогрессивную (предполагает развитие, совершенствование, созидание) и реакционную (разрушительную) деятельность.

В качестве примера прогрессивной деятельности можно привести промышленные преобразования Петра I, отмену крепостного права Александром II, а также реформы П. А. Столыпина.

Реакционная деятельность

В отличие от прогрессивной, ведущей к развитию, регрессивная (реакционная), напротив, ведет к упадку, разрухе, например:

  • введение опричнины;
  • указ о создании Военных поселений;
  • введение продуктового эмбарго и т. д.

Материальная деятельность

Это есть результат изменений и переработки окружающего мира, в том числе объектов природы и явлений общественного характера.

Простейшими примерами данного вида служат: культивирование растений, возделывание земли, рыболовство, строительство и т. д.

Коллективная деятельность и ее примеры

Деятельность разделяют на отдельные группы в зависимости от количества субъектов, ее выполняющих. Противоположностью коллективной деятельности является индивидуальная.

Первая основывается на объединении и координации деятельности каждого члена коллектива. Задача интеграции лежит на руководителе. Эффективность оценивается по результатам производства. В данном случае важную роль играет психологический фактор, а именно — личные качества управляющего, от которых зависят трудовая эффективность коллектива.

Кроме того, результативность деятельности бригады зависит от качества межличностных отношений, слаженной работы, психологической совместимости участников трудовой деятельности.

Ярким примером коллективной деятельности является строительство Великой Китайской стены.

Заключение

Представленные виды деятельности человека и критерии их разделения по различным категориям являются общепринятыми, но не универсальными. Для психологов основными являются одни виды деятельности, для историков — другие, для социологов — третьи.

Таким образом, существует большое многообразие классификаций видов деятельности человека, которые характеризуют ее с позиции: полезная/вредная, прогрессивная/регрессивная, моральная/аморальная и т. д.

Деятельность людей развертывается в различных сферах жизни общества, ее направленность, содержание, средства бесконечно разнообразны

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Существуют различные классификации видов деятельности. Прежде всего отметим разделение деятельности на практическую и духовную

Практическая деятельность направлена??на преобразование реальных объектов природы и общества. Она включает в себя материально-производственную деятельность (преобразование природы) и социально-преобразующую деятельность (преобразование общества).

Духовная деятельность связана с изменением сознания людей. В нее входят: познавательная деятельность (отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях) ценностно-ориентированная д деятельность (Положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирования их мировоззрения) прогностическая деятельность (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Все эти виды деятельности связаны между собой. Например, проведению реформ (социально-преобразующая деятельность) должен предшествовать анализ их возможных последствий (прогностическая деятельность). А идеи французским ьких просветителей. Вольтера,. Ш. Монтескье,. Ж-Ж. Руссо,. Д. Дидро (циннисноориентована деятельность) сыграли большую роль в подготовке французской резолюции XVIII в (социально-преобразующая деятельность). Матери ально-производственная деятельность способствовала познанию природы, развития наук, то есть познавательной деятельности, а результаты познавательной деятельности (научные открытия) способствуют совершенствованию производственной деятельностияльності.

В многообразии видов деятельности человека можно выделить творческую и разрушительную. Результаты первой - города и села, цветущие сады и возделанные поля, изделия ремесленников и машины, книги и кинофильмы, лечением больных их и воспитание детей. Разрушительная деятельность - это прежде всего войны. Гибель людей, разрушены жилища и храмы, опустошенные поля, сожженные рукописи и книги - это последствия локальных и мировых, гражданских и колонн иально воеоєн.

Но разрушительной может быть и административная деятельность людей, которые имеют власть. И в наше время есть немало руководителей, которые, говоря о благе народа, разрушают природу: вырубают леса, уничтожают пастбища, разрушаю ют почвы, загрязняют воды и атмосферу. По поводу разрушительной деятельности в народе говорят:"Ломать - не строить"Но чаще разрушительная деятельность порождается не злой волей, а ограниченностью воз ей достичь желаемого положительного результатату.

Среди многих характеристик деятельности особое место занимает деятельность творческая. Бывает работа, выполняется строго по правилам, по инструкции. Так, на автозаводе создается серия автомобилей одной й модели. На конвейере рабочий, устанавливая, например, левое переднее колесо, пользуется одинаковыми деталями и инструментами, выполняет те же действия. Каждый раз повторяются определенные операции, предусмотренные технол огичнимы требованиями. Эта деятельность в основе своей шаблонная, монотоннотонна.

От такой, безусловно, полезной, творческой, но однообразной деятельности отличается деятельность, требует каждый раз нестандартных, нешаблонных действий

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Представим себе, что перед конструкторами поставлена??задача создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? предотвратить загрязнение атмосферы выхлопными газами? ю.

Что же такое творчество? достижения. Наиболее яркая творчество проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. Иногда говорят, что это люди творческих профессий самом деле не все люди, профессионально занятые нау кой, делают открытия. В то же время множество других видов деятельности содержит в себе элементы творчества. С этой точки зрения, творческой является любая деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность согласно их целей и нуждаетсяпотреб.

Творчество состоит не в той деятельности, где каждое действие вполне регламентирована правилами, а в той, предварительная регламентация которой содержит в себе известную степень неопределенности. Творчество заключается в деятельности, создающий новую информацию и предполагает самоорганизацию. Необходимость создания новых правил, нестандартных приемов возникает тогда, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями, которые отличаются от события бних ситуаций в прошломму.

Конечно, масштабы и значение создаваемого нового в разных случаях неодинаковы. Например, изобретение книгопечатания опирался на известный ранее способ размножения рисунков. Здесь была расширена сфера применения ния уже существующих знаний. А создание. А. Энштейном теории относительности означало возникновение совершенно новой концепции, переворот в науке. Но и тот, и другой творческие акты имели историческое значениечення.

Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий. Потребность, побуждающая к деятельности, может быть источником воображения, фантазии, есть отражение в с сознания явлений действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Представление позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Известно, что"мертвая петля"- первая фигура высшего го пилотажа - была выполнена пилотом. П. Нестеровым сначала в представлении, а затем на самолете в воздухе. Фантазия - это необходимый компонент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа или нао ческой модели ее результатов в тех случаях, когда информации об условиях и средствах достижения цели недостаточнымиатньо.

Важнейшим механизмом творчества является интуиция - знание, условия получения которого не осознаются. В интуиции оказывается, таким образом, бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать:"Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно именно так"Решение сложной научной проблемы, над которой исследователь бьется порой годами, нередко приходит как бы внезапно, неожиданным и время, даже тогда, когда мозг человека занят решением совсем других задач. Знаменитый немецкий ученый. Г. Гельмгольц (1821-1894) говорил:"Мысль озаряет вас внезапно, без усилия, как вдохновениеення".

Интуиция играет большую роль в военной деятельности. В ходе боя полководцу приходится принимать решения мгновенно, от этого нередко зависит победа или поражение. Немецкий военный теоретик. К. Клаузев виц (1780-1831) писал:"Умственная деятельность здесь (на войне) оставляет отрасль строгого знания - логики и математики и превращается в искусство в более широком смысле этого слова, то есть в умение. Инту итивно выбрать из бесчисленного множества предметов и обстоятельств важнейшие и решающиені".

Но бессознательное в творчестве тесно связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Прежде чем счастливая мысль

"озарит"ученого полководца, изобретателя или поэта, немало труда бывает потрачено на поиск решения, анализ различных его вариантов, накопление подходящего материала. Психологи считают, что на путь ху к правильному решению происходит сознательное изучение проблемы и бессознательное накопления образов, четкое осознание задачи и бессознательное изобретения его решения. Открытие не возникает на пусто месте, оно опирается на прошлый опыте накопленные знания. Но ключом к решению может стать неосознанная часть предыдущего опыта, его"побочный продукткт".

Существуют и другие взгляды на природу творчества. Так, русский философ. МО. Бердяев считал творчество приложением, созданием нового, что не было в мире. Он связывал тайну творчества с. Богом, ство. Орив мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны. Первый творческий акт,. М. Бердяеву, - это интуиция,"внутреннее познание"Второй творческий акт - это реализация продуктов творчества, нази ется мастерством, искусством. В первом - человек свободен, но это познание внутри самой себя. Во втором - она??связана с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людинших людей.

Современная наука признает, что любой человек в той или иной степени имеет способности к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или нет. Что должна делать молодой человек, чтобы развить в себе творческие зд дибности? ез собственно приобщения к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы; решать нестандартные, трудные задачи; обдумывать различные варианты решения; сопоставлять несовпадающие точки зрения; общаться с искусством; развивать воображение, фантазию; не верить любом утверждению, а, сомневаясь, проверять его истинность; применять в решении проблемы различные средства; искать их наилучшую комбинацию и па мьятаты слова великого композитора. ПИ. Чайковского:"Вдохновение - это такая гостья, которая не любит посещать ленивыхедачих".

Наряду с названными выделяются такие виды деятельности, как труд, игра, учение

Человек сумел приспособиться к жизни в самых разнообразных условиях. Многообразие деятельности его можно найти там, где господствует вечная жара и там, где тепла вообще не бывает - в низинах и на высоких горах, в джунглях и в голой пустыне.

Область действия человека

Оказывается, что более 56 процентов людей проживают в зоне не выше двухсот метров над уровнем моря. Тем не менее эта зона по площади занимает чуть больше четверти земной суши. Человек может жить без вреда для себя и потомства не только в высокогорных районах, а и в такой местности, что находится ниже уровня Мирового океана. В горных странах люди не ощущают никаких неприятностей, связанных с высотой.

В Боливии, Афганистане, Эфиопии, Перу, Мексике высота составляет преимущественно 1000 метров над уровнем моря. В Тибете более двадцати поселений расположены на высоте, превышающей пять тысяч метров. В Перу имеется самый высокогорный в мире поселок, где люди живут на высоте 5200 метров. А в Мексике, возле самого кратера вулкана Попокамепетль, на высоте 5420 метров долгое время жили работники, которые добывали серу. На такой высоте без кислородных аппаратов, кроме них, никто никогда не работал длительное время.

Под морем и на Крайнем Севере

Сорок процентов голландцев, приблизительно 5 миллионов человек, живут и работают буквально на дне морском, предварительно осушенном. Две пятых территории их маленькой густонаселенной страны лежит ниже уровня Мирового океана. Вся эта земля отвоевана у моря. Иногда море разрушает ограды и пытается вернуть забранную у него территорию. Но люди не сдаются: укрепив плотины, они заставляют море отступать и вновь на отвоеванной плодородной земле сеют хлеб, сажают сады и огороды. Благодаря достижениям науки и техники человечество имеет возможность заселять такие места, где раньше оно жить не могло.

Многообразие деятельности человека распространилось даже на Крайний Север. Эта местность успешно заселяется людьми, человек идет туда жить не потому, что ему стало тесно на нижних широтах. Далекий Север скрывает в своих недрах бесчисленные богатства - руду разных металлов, нефть, газ.

В далеком сибирском Заполярье, где раньше оседлая жизнь даже не мыслилась, где из-за вечной мерзлоты нельзя было построить ни одного сооружения, построен большой город - Норильск. Там сооружены многоэтажные современные дома, вечную мерзлоту перехитрили, и жители Норильска пользуются всеми благами, доступными современному горожанину.

Наука считает, что сейчас на планете нет таких мест, где человек не смог бы жить, если ему это будет необходимо. В средней школе на уроке обществознания в 10 классе многообразие деятельности раскрывается как способ существования людей.

С чего началась деятельность человека?

Человек отличается от всех остальных биологических существ, населяющих нашу планету, тем, что обладает многообразием деятельности, которая включает в себя разные стороны взаимодействия человечества с миром. Это форма активности человека, которая направлена на изменение окружающего мира и себя в том числе. Вначале своего развития человечество приспосабливалось к климатическим и географическим условиям, чтобы выжить.

В те времена высыхание реки или затопление реками полей могло значительно повлиять на жизнь того или иного поселения, характер и виды его хозяйственной деятельности. Понадобилось уйма времени и стараний для того, чтобы подчинить природу своим потребностям. Люди построили всевозможные каналы, дамбы. Человек научился управлять природной стихией. Направленное многообразие деятельности человечества началось с изготовления орудий труда. Только люди могут воздействовать на среду с помощью сотворенных ими средств.

Первая деятельность

История деятельности человека ведет свои истоки еще с первобытных времен с самых первых орудий труда. были у наших предков еще четверть миллиона лет назад. Ножи из металла начали использовать около 8 тыс. лет назад. Самые древние гвозди были изготовлены из меди на Ближнем Востоке и датируются приблизительно 3500 годом до нашей эры.

Уже 5-6 тысяч лет тому назад были изобретены первые гончарные круги - большие столы, которые вращал помощник гончара, в то время как сам гончар придавал глине форму. Позже гончарные круги были снабжены маховиком и педалью, вращающими стол быстро и равномерно.

Развитие науки и техники

Человек - существо разумное и любопытное. Все многообразие форм деятельности человек с помощью своей наблюдательности и логики взял из природы, наблюдая за птицами и животными, изучая природные явления. Робот - управляемый компьютером человек-механизм - фантазия писателей-фантастов.

Тем не менее роботы как запрограммированные машины, которые могут приспосабливаться к новым ситуациям, существуют уже с 1913 года, когда американец Сперри разработал для самолетов автопилот, поддерживающий постоянный курс и самостоятельно исправляющий отклонения самолета от маршрута.

В 1940 году в США был изобретен робот-руки, который мог совершать всевозможные манипуляции с радиоактивными веществами. С 1970 года существуют которые совершают сборку, сварку, лакирование на автомобильных предприятиях. Сейчас уже невозможно представить промышленное производство без таких роботов, которые внедрились буквально в любую отрасль промышленности.

Промышленная революция в 17-19-м веках, когда ручной труд был заменен машиной, изменила труд и в сельском хозяйстве. Усовершенствование орудий труда позволило добывать значительно больше пищи. Первую современную севалку сконструировал в 1701 году англичанин Джетро Талл, в этой конструкции использовались элементы музыкального органа, в том числе и педаль.

Первые серийные трактора сконструировал Генри Форд в 1916 году. Около 5 тысяч лет назад люди впервые смешали медь и олово и получили новый металл - бронзу. Он сыграл настолько важную роль в развитии науки и техники, что в его честь назван целый исторический период - бронзовый век.

Чуть позже, около 3,5 тысячи лет назад, во время железного века, люди впервые переплавили железную руду в железо. В то время кто владел железом, тот владел миром, ведь для изготовления оружия и военной техники этот металл подходил больше, чем бронза. Затем был изготовлен чугун в Европе в 1400 году, а первая нержавеющая сталь появилась в 1913 году, когда англичанин смешал сталь с хромом.

Средства передвижения в небе, по воде и суше

Яркими примерами многообразия деятельности служат различные транспортные средства, созданные человеком. Еще задолго до начала использования электродвигательной силы инженеры мечтали о том, чтобы плыть на корабле под водой. Голландец ван Дреббель в 1620 году сконструировал подводную гребную лодку с герметизированными отверстиями для весел. Эта лодка была похожа на бочку с плавниками.

В 1801 году американец построил подводную лодку, которая могла двигаться под водой много часов, а первый ядерный подводный аппарат был спущен на воду в 1955 году. Первые работающие на бензине автомобили сконструировали немцы Бенц и Даймлер, которые имели вид карет, в них лошадей заменил вмонтированный двигатель. Французы Танхар и Левассор изобрели автомобиль, который больше напоминает современный.

Первый паровой локомотив был изобретен в 1800 году англичанином Тревитиком, и только через четверть века между английскими городами начал курсировать первый пассажирский поезд. В 1981 году в Европе началась эпоха скоростных поездов. Именно тогда между Парижем и Лионом со скоростью 260 километров в час начал ходить первый сверхскоростной экспресс. В 1903 году знаменитые братья Райт совершили первый полет на самолете с мотором, преодолев расстояние 260 метров. С этого времени началась эпоха авиации.

Первый реактивный самолет с двумя реактивными двигателями построил в 1939 году немецкий инженер фон Охайн. Еще 1000 лет тому назад у китайцев были ракеты, которые использовались как военное оружие. В 1932 году, в войне с монголами, они использовали стрелы, оснащенные ракетами. Первые современные ракеты, предшественники космических ракет, использовались как артиллерийское оружие в Англии. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Компьютер и Интернет

Мы испытываем удивление каждый раз, когда видим многообразие видов деятельности человека и отдаем себе отчет, как быстро и широко компьютеры распространили свое влияние на все области нашей жизни - производство, быт и досуг. Самой первой вычислительной машиной можно считать древнегреческий абак. Механические машины для вычислений строили в 17-м веке Паскаль и Лейбниц.

А первая ЭВМ была построена в США в 1946 году. Персональные компьютеры появились в 1976 году, а Интернет начал покорять мир в 1980 году.

Искусство и музыка

Человек усовершенствовал не только научные знания, окружив себя технически комфортным существованием. Духовное развитие играет важнейшую роль во взаимодействии человека с окружающим миром. Трудно представить себе современный мир без музыки, изобразительного искусства, литературы, театра или кино.

Они открывают нам необъятный мир красоты, наполняют душу целебным бальзамом, смыслом бытия, вдохновляют на новые победы и заставляют забывать окружающие нас проблемы. Без этого мир человека был бы серым и безрадостным, а сам человек стал бы подобен роботу.

Покорение космоса

Еще 500 лет назад наши предки верили, что Земля - это плоский диск, находящийся в центре мироздания. С тех пор астрономия не только изменила наши представления о родной планете, но и представила совершенно другую картину Вселенной. Сегодняшние космические челноки покоряют просторы Вселенной, расширяя познания человечества.

Были получены удивительные данные. Человечеству есть чем гордиться и восхищаться, ведь многообразие деятельности получило новую открывшуюся перспективу - покорение космических просторов.

Несмотря на многообразие человеческой деятельности, все блага цивилизации и технические достижения, мы остаемся частью природы, живем по ее милости. Природа время от времени напоминает об этом человечеству, которое иногда забывается в своей тяге к прогрессу.

Сохранение невосполнимых ресурсов природы, ее первозданной красоты и уникальности должно стать задачей всего человечества, ведь все мы тоже часть природы, живем внутри, подчиняемся ее законам и не можем существовать без нее.