Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Страны цветных революций. Цветные революции

Тема № 4: «Цветные революции – угроза международной безопасности. История и механизмы возникновения».

Учебные вопросы:

1. Понятия гибридных войн.

2. Секреты «цветных революций».

Учебный вопрос.

Понятия гибридных войн.

Практика многих конфликтов современности, некоторые научные разработки позволяют рассматривать цветные революции в качестве важной составной части войн нового типа, которые чаще всего определяются как гибридные войны. В общем случае под гибридом (от лат. hibrida, hybrida – помесь) понимается организм или клетка, полученные вследствие скрещивания генетически различающихся форм.

В военно-политическом контексте понятие «гибридная война» может объединять широкий диапазон действий, осуществляемых противником с использованием военных и иррегулярных формирований с одновременным привлечением гражданских компонентов. В работах экспертов встречается близкое к этому понятие «войны управляемого хаоса», использование которого, как представляется, требует более четкого научного обоснования.

Широкое распространение получает также понятие «гибридные угрозы», которые определяются как угрозы, создаваемые противником, способным одновременно адаптивно использовать традиционные и нетрадиционные средства для достижения собственных целей.



Конфликты нового типа

Стратегии гибридных войн и рекомендации по противостоянию гибридным угрозам в течение последних лет разрабатываются в США и НАТО, при этом делается вывод о принципиальных изменениях в характере войны. Суть изменений сводится к усилению влияния на подготовку, ход и исход гибридной войны как военной, так и иррегулярной составляющих контингента с одновременным привлечением потенциала гражданских компонентов.

Сегодня из научных статей понятия «гибридных войн и угроз» «перекочевывают» в некоторые официальные и рабочие документы США и НАТО. Например, в пункте 13 Итоговой декларации саммита НАТО, состоявшегося в Шотландии в начале сентября с.г., впервые на высоком официальном уровне говорится о необходимости готовить альянс к участию в войнах нового типа – гибридных войнах (hybrid warfare). По мнению специалистов альянса, такие войны включают в себя проведение широкого спектра прямых боевых действий и тайных операций, осуществляемых по единому плану вооруженными силами, партизанскими и другими иррегулярными формированиями при участии различных гражданских компонентов.

В интересах совершенствования способности союзников противостоять новым гибридным угрозам (hybrid warfare threats) в документе содержится требование наладить тесную координацию между министерствами внутренних дел, привлекать силы полиции и жандармерии для пресечения нетрадиционных угроз, связанных с пропагандистскими кампаниями, кибератаками и действиями местных сепаратистов. Проведение учений для отработки действий в гибридной войне называется одним из приоритетов альянса. В Латвии, в частности, для целей подготовки и координации таких учений создан специальный центр (Strategic Communications Centre of Excellence).

Понятие «гибридные угрозы» объединяет широкий диапазон враждебных обстоятельств и намерений, таких как кибервойна, сценарии асимметричных конфликтов низкой интенсивности, глобальный терроризм, пиратство, незаконная миграция, коррупция, этнические и религиозные конфликты, безопасность ресурсов, демографические вызовы, транснациональная организованная преступность, проблемы глобализации и распространение оружия массового уничтожения (ОМУ). В концепции НАТО, получившей название «NATO"s Bi-Strategic Command Capstone Concept» (2010), гибридные угрозы определяются как угрозы, создаваемые противником, способным одновременно адаптивно использовать традиционные и нетрадиционные средства для достижения собственных целей.

Таким образом, для задач обеспечения национальной безопасности России в современных условиях важно учитывать возможность адаптивного и систематического использования одной из упомянутых или каких-то других угроз или комбинации нескольких из них противником, который преследует долговременные политические цели. Таким противником может быть отдельное государство, международная организация или группа заинтересованных стран, а также некоторые негосударственные акторы.

Оборона и наступление

Важным шагом альянса по подготовке к войнам нового типа является решение о формировании в составе Сил первоначального задействования (СПЗ) общевойсковых Сил быстрого развертывания (СБР) Very High Readiness Joint Task Force, находящихся в 48-часовой готовности к действию. Наряду с подразделениями сухопутных войск, авиации и флота, в их составе планируется иметь силы специальных операций.

Комплексный состав СБР позволяет предположить, что это формирование может привлекаться для решения двух принципиально разных задач. Одна из них будет заключаться в предотвращении диверсионно-разведывательных действий противника в угрожаемый период (если он будет), борьбе с иррегулярными формированиями на собственной территории. Другая задача может состоять в организации подрывной работы на территории противника за счет создания иррегулярных сетевых структур с привлечением заранее созданных людских и материальных ресурсов.

Наши отечественные специалисты (например, Ю.Н. Балуевский и М.М. Хамзатов в статье «Глобализация и военное дело», опубликованной в «НВО» № 27 за 2014 год) также предупреждают, что сегодня военные действия изначально предполагают согласованные точечные воздействия по ключевым элементам системы национальной безопасности противника на всей его территории разновидовыми (разноведомственными) тактическими группировками, управляемыми из единого стратегического центра. При этом тактическими единицами могут быть не только регулярные части и подразделения, но и разнотипные иррегулярные воинские формирования, и ЧВК, и даже сугубо гражданские структуры (например, организации из области высоких технологий).

Следует отметить, что стратегия гибридных войн разрабатывается на Западе в течение ряда лет (примерно с начала 90-х годов прошлого века), однако до сих пор нет четкого единого определения такой войны. Наряду с предложенным выше определением, в общем виде гибридной войной называют, например, вид партизанской войны, который объединяет современные технологии и современные методы мобилизации. Гибридная война определяется также как основной метод действий в асимметричной войне, ведущейся на трех выборочных видах поля боя: среди населения конфликтной зоны, населения в тылу и международного сообщества.

Гибридную войну можно определить и как совокупность заранее подготовленных и оперативно реализуемых государством действий военного, дипломатического, информационного характера, направленных на достижение стратегических целей. При этом важно отметить, что для гибридной войны нет необходимости разрабатывать новые системы оружия и военной техники, достаточно уже имеющихся в наличии.

Гибридная война включает в себя реализацию комплекса гибридных угроз различного типа: традиционные, нестандартные, масштабный терроризм, а также подрывные действия, в ходе которых используются различные, нередко инновационные технологии для противостояния превосходящей военной силе. Это могут быть, например, массированные кибератаки, действия в энергетической сфере и др.

Фактор цветных революций

Отдельное место в списке инновационных подрывных технологий занимают цветные революции (технологии управляемого хаоса). По мнению автора, политическим реалиям современности вполне соответствует формулировка, предложенная политологом Андреем Манойло: цветная революция – это «технология организации государственного переворота в условиях искусственно созданной политической нестабильности, когда давление на власть осуществляется в форме политического шантажа, а основной движущей силой таранного удара по власти выступает специально организованное молодежное протестное движение». Можно добавить, что от политического шантажа противоборствующие стороны переходят к силовым мерам воздействия, реализация которых может привести к развязыванию в стране гражданской войны, в ходе которой применяются технологии упомянутой выше гибридной войны.

Комплекс гибридных угроз формируется по заранее определенному стратегическому замыслу и воздействует на широкий спектр военных и гражданских целей противника, включая население страны-мишени. Конечная цель состоит в подрыве совокупной мощи государства, позиций и влияния правительства внутри страны и на международной арене. Таким образом, в отличие от других видов угроз комплекс гибридных угроз ориентируется строго на выбранный объект воздействия (конкретную страну-мишень), имеет четко определенный формат и заранее определенную конечную цель и представляет собой ядро стратегического замысла операции. Успешная реализация комплекс угроз зависит от наличия источника, способного обеспечить необходимые силы и средства, а также возможности доступа к ним. Такой синергетический эффект применения гибридных угроз обусловливает их особую опасность для всей системы обеспечения национальной безопасности страны.

Комплекс гибридных угроз обладает рядом характеристик, обеспечивающих его эффективное применение на всех этапах гибридной войны. Такой комплекс обладает гораздо большей разрушительной силой, чем простая сумма входящих в него угроз. «Кумулятивный эффект» от воздействия угроз этого вида обеспечивается реализацией системы комплексных и взаимозависимых подготовительных и исполнительных мероприятий, связанных с координацией деятельности значительного количества участников, действующих на территории страны-мишени и за ее пределами. Успеху способствует умелое использование факторов, обусловливающих высокую динамику развития обстановки и придания процессам необходимой направленности с использованием как невоенных, так и военных решений. В основе стратегии гибридных войн лежит целенаправленная работа по прогнозированию и стратегическому планированию.

Для организации противодействия важно заранее определить меры по обеспечению национальной безопасности и координации усилий по противодействию угрозам с международными организациями, например, с ООН, ОБСЕ, ОДКБ или ШОС, поддержка со стороны которых чрезвычайно важна для обоснования легитимности действий отдельной страны или группы государств. Весьма существенным является заранее обретенный международный консенсус в вопросе, какие действия могут считаться агрессией, например, в контексте возможного кибернападения, определения его источника и законных мер противодействия. Или как соотносятся вопросы обеспечения энергобезопасности с правом суверенного государства распоряжаться принадлежащими ему природными ресурсами. Особенно актуальной является задача выработки таких видов консенсуса в рамках ОДКБ и ШОС.

К числу наиболее важных характеристик гибридных угроз можно отнести:

– источники угроз – государство, террористическая организация, структуры транснациональной организованной преступности, олигархические кланы;

– состав угроз, который определяется возможностями и целями того, кто их формирует, а также уязвимыми местами объекта воздействия;

– масштаб или размах угроз, определяющий границы зоны их воздействия, которые зависят от количества и доступности объектов угроз, а также возможностей их предварительного вскрытия и изучения.

Комплексный характер гибридных угроз усложняет задачу вскрытия их источника, который, как правило, является анонимным. Создаваемая таким путем неопределенность позволяет существенно замедлить целенаправленную ответную реакцию со стороны страны, подвергшейся нападению, или международного сообщества.

Хотелось бы отдельно остановиться на наличии прямой связи технологий гибридных войн и цветных революций, которые взаимно дополняют друг друга.

Как правило, цветная революция представляет собой начальный этап гибридной войны. В дальнейшем события развиваются в рамках алгоритма адаптивного применения силы, когда мирные демонстрации оппозиции постепенно перерастают в жесткую конфронтацию с властями, вплоть до свержения правительства и гражданской войны. На каждом из этапов гибридной войны задействуется набор соответствующих гибридных угроз.

Борьба с новой угрозой

Целенаправленный характер и высокая динамика перехода гибридных угроз из категории потенциальных к реально действующим требуют тщательной предварительной проработки на государственном уровне мер по противодействию.

При этом, как представляется, важно иметь в виду следующие обстоятельства:

– в прошлом СССР, а затем Российская Федерация и ее союзники оказались достаточно уязвимыми для применяемых Западом подрывных технологий управляемого хаоса;

– в настоящее время разработаны и внедряются инновационные адаптивные технологии гибридных войн и гибридных угроз, представляющие угрозу национальной безопасности России;

– в рамках нормативно-правовой базы существующих организаций по обеспечению коллективной безопасности (ОДКБ) и в национальных законодательствах стран-участниц целесообразно дополнительно предусмотреть положения, позволяющие оперативно определить союзника, подвергающегося агрессии с применением нетрадиционных угроз в виде гибридных подрывных технологий, и оказать ему необходимое содействие;

– важной задачей России и ее союзников является понимание опасности и заблаговременная выработка адекватных мер противодействия. В системе обеспечения национальной безопасности страны важно своевременно вскрыть места, уязвимые для этого вида угроз, а также провести анализ с целью определить возможный состав гибридных угроз, которые могут быть сформированы для воздействия;

– принимаемые в этой сфере меры должны осуществляться в общем русле подготовки страны и Вооруженных сил ко всему спектру возможных конфликтов современности.

С учетом упомянутых обстоятельств необходимо научно-практическое обоснование влияния глобализации, особенностей внутренней обстановки в России и странах-союзницах на возможные способы применения гибридных угроз. Особое внимание следует уделить вскрытию уязвимых мест для применения этих технологий и выработке превентивных мер противодействия развязыванию гибридных войн против России и ее союзников. Меры по противодействию гибридным угрозам требуют взаимодействия с широким спектром партнеров – отдельными государствами и международными организациями, а также привлечения внутренних ресурсов, включая совершенную систему территориальной обороны, надежную защиту границ, а также привлечения бизнес-сообщества, образовательных учреждений, использования возможностей публичной дипломатии.

Необходимо выработать и внедрить в практику систему критериев и признаков, позволяющих оперативно, с использованием преимущественно количественных методов проводить оценку способности страны противостоять подрывной деятельности с целью исключить возможные попытки спровоцировать на территории России или отдельных ее частей гибридные войны.

Следует провести тщательный анализ уязвимых мест и возможного состава гибридных угроз, которые могут быть сформированы для воздействия против Российской Федерации в ходе гибридной войны.

Особое внимание должно быть уделено работе с молодежью, которая представляет собой первоочередной объект воздействия для технологов гибридных войн. На первом месте должны стоять задачи обеспечения ее занятости, вовлечения в работу организаций патриотической направленности, создания условий для занятий спортом, в том числе технологически продвинутыми видами спорта, например, авиационным и автомотоспортом. Серьезная угроза может быть связана с деятельностью неконтролируемых молодежных структур, например, организаций футбольных болельщиков-«фанатов», которые могут подпасть под влияние радикальной оппозиции или криминала.

Еще одним уязвимым местом может стать недостаточная культурная ассимиляция мигрантов, ведущая к созданию этнических анклавов в крупных городах и в регионах. Использование современных информационно-коммуникационных технологий позволяет в рамках сетевой организации оперативно создавать с участием мигрантов мощные источники дестабилизации обстановки в различных районах страны.

При подготовке гибридной войны ее потенциальные участники заблаговременно объединяются в сеть, которая охватывает столицу, другие крупные города, а также регионы. При этом для сетевых форм управления подготовкой и развертывания действий характерно отсутствие единого центра, это полицентрические структуры. Сетевая организация имеет горизонтальную архитектуру, для которой в отличие от жесткой иерархической пирамиды присущи взаимосвязанность ячеек (групп) сети и непрерывный обмен информацией между ними в масштабе времени, близком к реальному. Это обеспечивает выживаемость и работоспособность всей структуры в хаосе гражданской войны, как, например, в Ливии и Сирии.

В современных условиях угроза развязывания гибридной войны против Российской Федерации и ее союзников приобретает вполне конкретные очертания. В США и в штабах НАТО разрабатываются соответствующие концепции, создаются необходимые силы и средства, продолжаются попытки обеспечить контроль и влияние на внутреннюю оппозицию с целью ее радикализации в нужный момент.

В этих условиях требует особого внимания своевременное вскрытие комплекса проводимых мероприятий по подготовке противника к гибридной войне, начиная от планирования первоначальных этапов ненасильственных действий и вплоть до перехода к жесткой силовой конфронтации.

В рамках таких мероприятий стороной-агрессором реализуются следующие шаги:

– поиск источников устойчивого финансирования протестного движения, а затем вооруженных формирований как со стороны внешних заинтересованных сил, так и с использованием внутренних возможностей;

– выявление протестных общественных групп, способных участвовать в планируемых акциях ненасильственного, а затем и силового характера, вплоть до гражданской войны;

– определение практических лозунгов, максимально приближенных к реальным требованиям протестных общественных групп, действия которых в итоге могут использоваться для делегитимации и слома существующей власти;

– определение политических объединений и подготовка лидеров, способных возглавить политический протест;

– подготовка в специализированных лагерях полевых командиров и боевиков для силовых акций, организация мобилизационных пунктов за рубежом и маршрутов перебросок наемников;

– обеспечение поддержки оппозиции и осуществление ее экспансии в регионы, прежде всего за счет координированного использования контролируемых оппозицией электронных отечественных и зарубежных СМИ. Немаловажное место отводится завоеванию поддержки со стороны международных организаций и международной общественности;

– организация сетевых структур управления подрывными действиями, снабжения, связи и мониторинга обстановки.

С учетом масштабов и реального характера угрозы успешное решение комплекса задач по обеспечению национальной безопасности России и ее союзников может быть достигнуто за счет консолидации общества, укрепления национальной обороны, развития связей с союзниками и партнерами, умелым использованием потенциала существующих конструктивных организаций обеспечения международной безопасности и решительным противодействием попыткам деструктивного влияния в сфере международных отношений.

Учебный вопрос.

Секреты «цветных революций».

В условиях глобализации мир не стал более стабильным и предсказуемым. Наоборот, его главными характеристиками стали турбулентность, состояние хаоса и возросший потенциал конфликтности. Важнейшим проявлением сжатия «тисков турбулентности»1 стали события, произошедшие в2011 году в ряде стран Северной Африки и Ближнего Востока.

Получившие название «арабские революции», эти события далеко не случайность, тем более - не стихийный протест «грезящих о демократии», а следствие реализации конкретных проектов по глобальному переустройству мира. Одним из спо-собов и технологий осуществления таких проектов являются «цветные революции» (ЦР), в зависимости от ситуации подаваемые как «оранжевые», «тюльпановые», «жасминовые» и т. п.

Это утверждение, к великому сожалению, не имеет ничего общего с модой на конспирологию. Оно базируется на конкретных фактах, о которых и пойдет речь. Ниже, не вдаваясь в анализ сложнейшего комплекса внутренних и внешних факторов, которые лежат в основе любых революций, остановимся на сути и технологиях ЦР как особого феномена протестного движения.

«Цветная революция» - это пропагандистская концепция, призванная объяснить социально-экономические и политические изменения в различных странах якобы непрекращающимися происками американцев (ЦРУ, госдепартамента, «тайного правительства» и т.п.). Новация последних лет. Впервые эту концепцию стали применять к событиям в Украине в 2004 г., ставшим известными как «оранжевая революция».

Хотя названия революционных событий 2000-х гг. используются в сочетании с каким-либо цветом («арабская весна» 2011 г. была «бесцветной», но российские пропагандисты тоже относят её к «цветным») практически повсеместно в мире, пожалуй, только в определённых политических кругах в России эти революции и события представляются в конспирологическом контексте действий «мировой закулисы», направленных в конечном счёте якобы всегда исключительно против России.

Задача данной пропагандистской концепции – сформировать у обывателя представление, будто революция или политические перемены сами по себе невозможны, поскольку подрывают устои существующей в данной стране, а потому, мол, законной власти, избранной самим же теперь протестующим населением. Подразумевается: население не может выступать против своей же власти. Однако данная концепция никак не объясняет, чем обусловлена такая забота о законности власти в других странах, где народ, обладающий суверенитетом и не имеющий возможности по-иному отстранить действующий режим, который узурпировал власть, идёт на революцию.

Данная пропагандистская концепция игнорирует опыт мировой истории, насчитывающий почти 6 тысячелетий и свидетельствующий о том, что политическое развитие происходит через революции – механизм взрывного разрешения накапливающихся годами или десятилетиями социально-экономических и политических проблем, недовольства широких масс своим положением, которые не могут быть иным образом решены.

В силу игнорирования этого мирового опыта и характера цивилизационного развития у адептов данной пропагандистской концепции возникают большие проблемы с объяснением многих фактов всеобщей, в т.ч. российской истории. Признавая революции нелигитимными, эти адепты должны тогда признать нелегитимным и октябрьский мятеж 1917 г., в результате которого был создан СССР, развал которого объявлен крупнейшей геополитической катастрофой ХХ в. Если мятеж был незаконным, тогда незаконным был и СССР. А уж в том мятеже документально подтверждена роль Германии.

Кроме того, некоторые защищаемые этими адептами режимы, прежде всего на Ближнем Востоке, сами в своё время появились в результате госпереворотов. Охваченный «арабской весной» режим в Египте стал следствием военного переворота в июле 1952 г., возглавленного Насером. В Ливии Каддафи пришёл к власти, устроив переворот в далёком 1969 г. В Сирии отец Асада устроил переворот в 1970 г. С чего же их сейчас защищать, если они устраивали даже не революции, а преступные военные перевороты?

Не в состоянии сторонники данной концепции логично объяснить и то, зачем американцам нужны эти революции. У Запада и США отношения с Каддафи более-менее наладились после того, как тот признал свою ответственность за теракт, в результате которого в 1988 г. над шотландским Локерби был взорван пассажирский самолёт. Вполне приличными были связи Вашингтона с Асадом до 2011 г. Египту при Мубараке США оказывали ежегодно многомиллиардную помощь. Отношения с Россией у США, например, в 2004 г были практически на пике - так с чего им вдруг ссориться с Москвой из-за Украины? Если Грузии была навязана революция извне, то как там удерживаются все режимы без иностранных штыков, как, например, это было в случае с социалистическими сателлитами СССР, которые рухнули, когда штыки убрали?

Не вяжется как-то.

Но проблема не только в этих неувязках. Непонятен практический смысл этой концепции. Если она призвана создать основу для непризнания легитимными пришедшие к власти в результате "цветных" революций режимы, то надо признать тогда нелегитимной нынешнюю власть в Египте, с которой у РФ дружеские отношения, или власть той же Украины, с которой поддерживаются дипломатические отношения. Или признавая режим Асада, нельзя, соответственно, признавать оппозицию, с которой, однако, Москва благоразумно ведёт переговоры, признавая её как вполне законную силу и участника переговоров об урегулировании в Сирии.

Тогда что? Зачем весь этот пропагандистский вихрь?

Революции происходят там, где власть узурпируется, где люди не могут вырваться из навязанных им условий жизни, с которыми они не согласны, где их права и свободы попираются, где они через законные каналы не могут улучшить свою жизнь.

Совершенствование через выборы социальной и экономической политики, политических структур, содействие динамичному национальному развитию делают революции бессмысленными.

И потом, непонятно, откуда и к чему столько переживаний по поводу чьих-то революций.

Демагогию выдавливаете по капле, батенька. "Не вяжется" - это у вас в ваших беллетристических измышлениях.) Российское правительство общением с обеими сторонами конфликтов не "признавая её как вполне законную силу", а действует методами умеренной, классической дипломатии (если вы знакомы с её азами). Что выросло в далеких диких пустынях и село на властное место, с тем и работают. Исключительно в интересах своего, заметьте, государства, в отличие от вас.

Люди не "не могут вырваться", а им помогают "вырваться из навязанных им условий жизни". Извне активно помогают и координируют. Сами по себе люди как правило употребляют личное время для того, чтобы работать и зарабатывать. Максимум: забастовка/стачка на условном Путиловском заводе осуществляется руками низов. А на баррикады, в Смольный и Зимний всегда кто-то ведёт. И вооружает на чьи-то конкретные финансовые вливания.

Так что не надо нам тут пропагандистски вихревать вашими либеральными идейками типа "оно само" и "невиноватая я". Оно не само. Никогда не само.

Ответить

Прокомментировать

2016 год — своего рода юбилей для СНГ – четверть века существования. Этот период сложно представить без такого явления, как «цветные революции». Портал RuBaltic.Ru решил напомнить о национальных особенностях и общих чертах этих событий на пространстве бывшего СССР.

Грузия: «революция роз» (2003–2004 гг.)

Продолжительность: 63 дня.

Масштаб протестов: 100 тыс. человек.

Жертвы: нет.

Поводы: обвинения режима Э. Шеварднадзе в фальсификации парламентских выборов, коррумпированности и клановости, засилье «воров» во власти; экономические трудности.

Победителем на выборах в парламент 2 ноября 2003 года был объявлен блок действующего президента Эдуарда Шеварднадзе «За новую Грузию». Наблюдатели ОБСЕ признали выборы недемократическими. Оппозиционные партии во главе с экс-министром юстиции Михаилом Саакашвили, экс-спикерами парламента Зурабом Жванией и Нино Бурджанадзе присоединились к протесту. Активными участниками массовых митингов в Тбилиси стали молодые люди движения «Кмара» («Хватит»), смоделированного с сербской «Отпоры». Конфликт резко обострился к середине ноября. В Зугдиди оппозиционеров средь бела дня обстреляли неизвестные в масках. 22 ноября оппозиция с розами в руках ворвалась в здание парламента во время выступления президента. Шеварднадзе вместе с охраной бежал через «чёрный ход», на следующий день он подписал указ о собственной отставке. Новым президентом был избран Саакашвили .

Последствия: широкая программа реформ нового правительства заслужила обильную похвалу на Западе и неоднозначную репутацию на родине. Борьба властей с бытовой коррупцией, устранение бюрократических препон и создание новой полиции пользовались популярностью у населения. Обратной стороной медали были обвинения Саакашвили в политических репрессиях, построении полицейского государства, авторитаризме. Апофеозом скандалов стали странная смерть премьера Жвании, жестокий разгон митинга оппозиции в 2007 году, пытки и издевательства над заключёнными в «образцовой» Глданской тюрьме. Властям удалось установить контроль над Аджарской автономией, но попытка разрешить югоосетинский конфликт военным путём в 2008 году закончилась полным разгромом грузинской армии и флота. Интеграция в структуры НАТО, вопреки желанию Грузии, не привела к Плану действий по членству в НАТО. Вредила имиджу президента и хаотичная кадровая политика. В 2012–2013 годах партия Саакашвили «Единое национальное движение» проиграла парламентские и президентские выборы. Сам Саакашвили поссорился со своими соратниками по революции, после чего уехал из страны строить политическую карьеру на Украине. Грузинская прокуратура возбудила против него несколько уголовных дел, в том числе за растрату бюджетных средств, объявив бывшего лидера в международный розыск.

Цветная революция в Грузии

Украина: «оранжевая революция» (2004–2005 гг.)

Продолжительность: 34 дня.

Масштаб протестов: 70 тыс. человек.
Жертвы: нет.

Поводы: обвинения властей в фальсификации президентских выборов в пользу В. Януковича, который воспринимался ставленником Кремля и действующего президента Л. Кучмы; общее недовольство правлением Кучмы и связанными с ним скандалами («дело Гонгадзе» и др.); низкий уровень жизни большинства населения.

Протестные акции на Украине начались ещё в декабре 2000 года, когда на майдане появились первые палатки («Украина без Кучмы», «Восстань, Украина!»). Главными оппонентами на президентских выборах стали два бывших премьер-министра – представитель Партии регионов Виктор Янукович и самовыдвиженец Виктор Ющенко. В первом туре 31 октября оба кандидата набрали по 39% голосов; Ющенко лидировал на несколько сотых процента. Поскольку Ющенко считался проевропейским кандидатом по аналогии с пророссийским Януковичем, вокруг него сплотилась вся прозападная оппозиция. Победителем второго тура, прошедшего 24 ноября, ЦИК объявила Януковича. Оппозиция результаты выборов не признала. К ней присоединились лидеры Евросоюза и США, а также западное общественное мнение. Ющенко и лидер движения «БЮТ» Юлия Тимошенко призвали сторонников проводить забастовки и выходить на майдан. В центре Киева на многие месяцы образовался палаточный городок. Участники носили оранжевую символику и скандировали «Ганьба!» («Позор!»). Движущей силой молодёжи выступала организация «Пора!». Из-за того, что Владимир Путин поздравил Януковича с «убедительной победой», протесты приобрели и антироссийский характер. Верховный суд сначала запретил ЦИК публиковать результаты голосования, затем назначил повторное проведение второго тура, победу в котором одержал Ющенко.

Сиреневая революция в Молдове

Армения: события 1 марта (2008 г.)

Продолжительность: 11 дней.

Масштаб протестов: 50 тыс. человек.
Жертвы: 10 убитых, 200 раненых.

Поводы: обвинения в фальсификации президентских выборов.

Победителем на президентских выборах 19 февраля 2008 года был объявлен премьер-министр Серж Саргсян . Несмотря на то что международные наблюдатели признали выборы состоявшимися, оппозиция во главе с основным соперником Саргсяна, экс-президентом в 1990-х Левоном Тер-Петросяном, вывела людей на улицы. Митингующие установили палаточный городок на площади Свободы и требовали повторных выборов. После интенсивного противостояния между сторонами 1 марта полиция разогнала протестующих и ликвидировала палаточный городок. Тер-Петросян был арестован. В стране на 20 дней ввели чрезвычайное положение. Оппозиция обвинила власти в использовании снайпера при разгоне своих сторонников.

Последствия: в феврале 2013 года Серж Саргсян переизбрался на второй срок. Осенью того же года Армения официально отказалась от евроинтеграции, в 2015 году присоединилась к ЕАЭС. Акции гражданского неповиновения происходили и после событий 1 марта. Самыми массовыми стали митинги лета-осени 2015 года.

Кыргызстан: «дынная революция» (2010 г.)

Продолжительность: 70 дней.

Масштаб протестов: 7 тыс. человек.
Жертвы: 90 убитых, 1600 раненых.

Поводы: резкое повышение коммунальных платежей; недовольство политикой президента К. Бакиева; экономические трудности.

Консолидированные действия оппозиции против режима Курманбека Бакиева начались после избрания единого лидера – экс-главы МВД Розы Отунбаевой. В апреле 2010 года недовольные властью захватили здание областной администрации в Таласе, на следующий день волнения вспыхнули в Бишкеке. Оппозиционеры взяли штурмом телецентр и вышли в эфир. Последовали кровавые столкновения с полицией, в которых участвовали снайперы, располагавшиеся на крышах административных зданий. Толпа протестантов взяла штурмом парламент, сожгла генеральную прокуратуру и напала на Дом правительства. Потеряв контроль над ситуацией, Бакиев бежал в Беларусь. Власть перешла к «переходному техническому правительству» Отунбаевой.

После смены власти в столице последовала ночь мародёрств; в Оше произошли столкновения на межэтнической почве между узбеками и киргизами.

Последствия: на референдуме 2010 года была принята новая Конституция. Кыргызстан из президентской республики превратился в парламентскую. В результате референдума 2016 года была усилена должность премьер-министра. На выборах 2011 года президентом стал премьер Алмазбек Атамбаев, взявший курс на евразийскую интеграцию.

Дынная революция в Кыргызстане

Украина: Евромайдан (2013–2014 гг.)

Продолжительность: 93 дня.

Масштаб протестов: 100 тыс. человек.
Жертвы: 106 убитых, 1900 раненых.

Поводы : приостановка властями процесса евроинтеграции; обвинения режима В. Януковича в коррумпированности и связях с олигархами.

После сообщения правительства о приостановлении подготовки к подписанию Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом 21 ноября 2013 года журналисты и сторонники «европейского пути» через соцсети призвали людей выходить на майдан. К рядовым протестантам быстро примкнули руководители ведущих оппозиционных партий («Удар», «Батькивщина», «Свобода») и представители националистического движения «Правый сектор». 30 ноября подразделение МВД «Беркут» жестоко разогнало митингующих . На следующий день протестанты напали на ряд правительственных учреждений. На майдане разбили палаточный лагерь и стали формировать сотни «Самообороны». Дальнейшие попытки властей ликвидировать лагерь были безуспешны. Противостояние несколько раз выливалось в кровавые столкновения между «Беркутом» и отрядами майдана. 21 февраля 2014 года при посредничестве европейских политиков президент Виктор Янукович подписал с оппозицией соглашение об урегулировании кризиса, после чего бежал в Россию и позже заявил, что на него было совершено покушение. Верховная рада отстранила Януковича от власти. Новым президентом был избран Пётр Порошенко .

Последствия : не признав смену власти в Киеве, в Крыму объявили референдум о независимости. Его поддержала Россия, в результате чего Крым и Севастополь вошли в состав РФ. На Донбассе началось движение неповиновения новым властям под флагами ДНР и ЛНР и гражданская война . Украинская экономика пребывает в глубоком кризисе. Большинство легионеров из украинского «спецназа реформ» ушли в отставку из-за конфликтов с другими чиновниками. Украина подписала Соглашение об ассоциации с ЕС (до сих пор полностью не ратифицировано). Киев до сих пор не смог добиться безвизового режима с Евросоюзом.

Евромайдан в Украине

Термин «цветная революция» появился в начале XXI века, после того как в ряде стран постсоветского пространства произошла смена политических режимов вследствие ненасильственных протестов граждан.

Под «цветной революцией» политологи понимают смену власти в государстве посредством ненасильственных уличных протестов.

Предтечей современных «цветных революций» на Западе считают «бархатную революцию» 1989 года в Чехословакии.

17 ноября 1989 года в Праге состоялась студенческая демонстрация, сперва проходившая под сугубо студенческими лозунгами, а потом приобретшая политическое звучание. После этого акция была жёстко разогнана силовиками. Стартом для последующих протестов стали слухи о гибели от рук полиции одного из демонстрантов. Несмотря на то, что слух оказался ложным, он дал повод к началу новых массовых акций протеста.

29 ноября 1989 года парламент Чехословакии под давлением протестующих отменил статью Конституции о ведущей роли Компартии, 10 декабря было сформировано первое с 1948 года некоммунистическое правительство страны, а 29 декабря пост президента занял писатель-диссидент Вацлав Гавел .

В «бархатной революции» проявился весьма характерный для последующих подобных выступлений момент — несмотря на бескровный характер событий, акции протеста постоянно подогреваются вбросом слухов о крови, якобы пролитой режимом.

«Социалистические гвоздики» Португалии

Выражение «цветная революция» связано с тем, что символом подобных выступлений часто становились цветы — например, «Революция роз» в Грузии, «Тюльпановая революция» в Киргизии.

Между тем самой первой революцией, носившей бескровный характер и имевшей в качестве символа цветок, стала «Революция гвоздик» 1974 года в Португалии.

25 апреля 1974 года подпольная армейская организация «Движение капитанов» выступила против так называемого «режима Нового государства». Выступление военных, занявших ключевые объекты столицы Португалии Лиссабона, поддержали сотни тысяч человек.

Согласно легенде, название «Революция гвоздик» события 25 апреля 1974 года получили после того, как продавщица универмага Селеста Сейруш опустила гвоздику в ствол винтовки встреченного ей солдата. Так гвоздика стала символом португальской революции, свергнувшей профашистский режим, просуществовавший в стране почти полвека.

«Революция гвоздик» не включается большинством политологов в список «цветных революций» по двум причинам. Во-первых, инициаторами выступления в Португалии стали военные, что не вписывается в концепцию ненасильственного гражданского протеста. Во-вторых, движущей силой революции в Португалии были сторонники левых сил, в первую очередь коммунисты, выступавшие за социалистический путь развития.

Современные «цветные революции», по мнению политологов, являются выражением стремления граждан к развитию государства по западному пути.

«Цветные революции» начала XXI века не являются революцией в классическом смысле слова, поскольку в их результате происходит лишь смена власти, но не смена политического строя.

Термин «цветная революция» не является устоявшимся понятием, поэтому нет общего мнения относительно того, какие события попадают в этот разряд, а какие нет.

Классическими «цветными революциями» считаются «Революция роз» в Грузии, «Оранжевая революция» на Украине и «Тюльпановая революция» в Киргизии.

«Революция роз» 2003 года

2 ноября 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы, на которых уверенную победу одержал блок «За новую Грузию» действующего президента страны Эдуарда Шеварднадзе .

22 ноября демонстранты после нескольких дней уличных акций захватили здание парламента, который проводил своё первое заседание в новом составе. Президент Шеварднадзе вынужден был покинуть здание в сопровождении личной охраны.

23 ноября Шеварднадзе объявил о своей отставке. Вслед за этим в стране были проведены новые выборы президента и парламента, в результате которых к власти пришла оппозиция. Президентом Грузии стал Михаил Саакашвили , спикером парламента — Нино Бурджанадзе , главой правительства — Зураб Жвания .

«Оранжевая революция» 2004 года

21 ноября 2004 года Центральная избирательная комиссия Украины объявила предварительные результаты второго тура президентских выборов, согласно которым президентом был избран премьер-министр страны Виктор Янукович, с небольшим отрывом опередивший объединённого кандидата от оппозиции Виктора Ющенко.

Оппозиционные силы объявили о фальсификации итогов выборов и призвали своих сторонников выйти на улицы.

Результаты выборов не были признаны международными наблюдателями, что стало поводом к активизации действий оппозиционеров.

Цвет знамени движения Ющенко был оранжевым, поэтому дальнейшие события получили название «Оранжевая», или «Апельсиновая революция».

Центром протестов стал киевский майдан Незалежности, где был развёрнут палаточный лагерь оппозиционеров.

Под давлением протестующих 3 декабря 2004 Верховный суд Украины признал, что определить победителя не представляется возможным, и назначил не имеющий аналогов «третий тур выборов» на 26 декабря.

В «третьем туре» ожидаемо победил Виктор Ющенко, ставший новым президентом Украины.

«Тюльпановая революция» в Киргизии

27 февраля и 13 марта 2005 года в Киргизии в два тура прошли парламентские выборы. На выборах, проводившихся по одномандатным округам, победу одержали сторонники действующего президента страны Аскара Акаева.

Оппозиционные силы объявили о фальсификации итогов выборов и призвали своих сторонников выйти на улицы.

Результаты выборов не были признаны международными наблюдателями, что стало поводом к активизации действий оппозиционеров.

Первые волнения в регионах начались ещё в период между двумя турами выборов. Сторонники оппозиции захватывали здания местных органов власти, требуя проведения свободных выборов и отставки президента страны.

Кульминацией протестов, с юга страны перекинувшихся в столицу, стал митинг, состоявшийся 24 марта на центральной площади в Бишкеке и собравший около 30 000 человек. Его участники потребовали отставки президента Акаева. В ночь на 25 марта оппозиционеры, вооружённые камнями и арматурой, ворвались в Дом правительства. Президент Акаев с членами семьи покинул страну. Власть перешла к оппозиции. Исполняющим обязанности президента и премьер-министра страны был назначен Курманбек Бакиев.

Спросите у Лукашенко!

У всех классических «цветных революций» есть схожие черты: причиной их становятся выборы, результаты которых не признаёт оппозиция, опирающаяся на мнение международных наблюдателей. Это международное непризнание развязывает оппозиционерам руки для поначалу ненасильственных, но при этом зачастую попирающих существующие законы действий.

По схожей схеме развивались события во время «Бульдозерной революции» 2000 года в Югославии, когда был свергнут президент Югославии Слободан Милошевич , и во время так называемой «Васильковой революции» 2006 года в Белоруссии, успешно подавленной президентом Александром Лукашенко.

Главу Белоруссии с полным основанием можно считать главным экспертом по разгрому «цветных революций» — в 2010 году он подавил ещё одно уличное выступление оппозиции, имевшее все признаки классической «цветной революции»: выборы, не признанные оппозицией и международными наблюдателями, последующие уличные волнения и попытка штурма здания правительства.

«Цветными революциями» ряд специалистов именуют и события так называемой «арабской весны», а также «Дынную революцию» в Киргизии 2010 года и «Евромайдан» 2013 года. Однако эта точка зрения оспаривается, поскольку практически все эти выступления не обходились без жертв, а некоторые фактически перешли в стадию открытой гражданской войны.

Если же говорить о классических «цветных революциях» начала XXI века, то следует сделать печальный вывод — ни одна из них не обеспечила установление прочной политической системы на демократических принципах, ни одна из них не стала гарантом устойчивого экономического развития и роста благосостояния граждан, ни одна из них не обеспечила гражданского мира.

Цветная революция – это комплекс мирных протестов (забастовки, митинги, демонстрации), направленных на принуждение власти к выполнению требований граждан или, при невозможности договориться, смену правящей верхушки.

Так, первым цветным переворотом стала португальская Революция гвоздик, случившаяся в 1974 году. В 1986 году произошла Желтая революция на Филиппинах, а 2003 был ознаменован для Грузии Революцией роз. После этого цветные революции вспыхивали в разных странах практически каждый год. КНР, Киргизия, Египет, Россия, Украина, Гонконг, Молдавия, Армения и другие государства стали средоточиями недовольства жителей этих стран.

Причины цветных революций

Недовольство людей руководством страны - это обобщенное объяснение тому, почему происходят цветные революции. В действительности существует ряд факторов, приведших к политическому внутреннему кризису и его последствиям в виде мятежей.


Номинальная демократизация всех государственных институтов;
Несоответствие заявлений руководителей страны и их реальных действий;
Недоверие к власти;
Финансовый кризис;
Отсутствие диалога с оппозицией;
Нарушение прав человека .

Особенности цветных революций

Отсутствие глубокой идеологии. Цветные революции принято противопоставлять «настоящим» - переворотам, случавшимся до начала минувшего века. Они несли в себе полное изменение государственного и общественного строя. Цветные революции не имеют столь глубокого смысла – они призваны сменить власть или вынудить ее предпринять действия, которых требуют митингующие (повысить зарплаты, отменить негуманные законы). При этом социальная структура остается неизменной.

Николай Стариков про цветные революции

Внешнее влияние со стороны иностранных держав. Поскольку цветная революция считается народным действием, «меценаты» никогда не демонстрируют своего участия в процессе. Тем не менее, они играют большую роль в возникновении и поддержке недовольства правительством, финансируя выгодные им течения.


Двойной смысл. Цветные революции являются мощными технологиями на политической арене. Они могут быть инструментами ослабления страны на международном рынке или привести к невозможности противостоять внешнему вторжению.

Структура цветной революции

Все революции современности сходны в своих сценариях. В первую очередь начинается процесс формирования выгодного общественного мнения. Инициаторы используют для этого разные методы: от проплаченных статей в СМИ до страшных терактов , целью которых является дискриминация существующей власти.

Параллельно возникают десятки политических сил, призванных к дестабилизации внутренней ситуации. Поэтому, прежде чем вступить в партию , возникшую в преддверии выборов , внимательно присмотритесь к ней – возможно, вы имеете дело с партией-однодневкой.

Технология «цветных революций»

Когда зерно сомнений проросло в головах людей, начинается следующий этап – акции массового протеста. Митинги и демонстрации обычно обладают костяком в виде проплаченных «активистов», к которым примыкают люди, искренне поддерживающие идеи революции.

Когда митинги разрастаются до серьезного масштаба, лидеры революции выдвигают требования. Самые радикальные – отставка правительства и досрочные выборы. Это наиболее эффективный и простой способ привести к власти новую команду людей.

При отсутствии диалога правящей верхушки с митингующими возможен насильственный захват управленческих государственных инстанций.


И хотя цветные революции в своей основе являются мирными, они нередко оканчиваются трагедиями при попытках жестокого разгона демонстраций. Мы помним и те страшные события в Украине, когда на Евромайдане в Киеве были убиты 98 человек, и беспорядки в Таласе (Дынная революция в Киргизии), когда за один день было расстреляно 48 и ранено более 1500 митингующих. При худшем сценарии цветная революция может перерасти в гражданскую войну.

Технологии цветной революции

Цветная революция – не стихийный, а сознательно смоделированный процесс, имеющий поддержку «снизу». Соответственно, при его запуске и отладке используются определенные проверенные технологии политического маркетинга.
Редакция сайт считает, что цветные революции – сложный процесс, который лишь внешне кажется спонтанным и неконтролируемым. Предпосылки революции начинают формироваться задолго до самих событий, а видимые невооруженным глазом масштабные инциденты – лишь верхушка политического айсберга.
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен