Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Памятники скульптуры отечественной войны 1812.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Нарвские триумфальные ворота Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота по проекту Джакомо Кваренги в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Автором проекта гранитного памятника стал Василий Петрович Стасов. По бокам ворот имеются надписи: Начаты 26 августа 1827 года. Открыты 17 августа 1834 года. Также имеются надписи о местах решающих сражений, о воинских соединениях. Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок - символы мира и славы. В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Казанский собор Гробница Михаила Илларионовича Кутузова (похоронен в 1813 г.) Икона Казанской Божией матери

5 слайд

Описание слайда:

Герои войны 1812 года (скульптор - Б.И. Орловскмй, 1837год) М.И. Кутузов в исполнении Б.И. Орловского стремительный и одухотворенный. Полководец стоит в мундире, поверх которого – плащ. Правая рука сжимает обнаженную шпагу, а левая – жезл фельдмаршала. У ног – знамена поверженных наполеоновских войск. Материал – северный гранит, придает строгость очертаниям фигур. М.Б. Барклай-де-Толли – грустный и задумчивый Устремленный вдаль взгляд, опущенная левая рука, сжимающая маршальский жезл.

6 слайд

Описание слайда:

В годы блокады оба памятника оставили на местах. Считалось, что полководцы поднимают боевой дух солдат. Проходя мимо них по Невскому проспекту, военные неизменно отдавали честь обоим фельдмаршалам.

7 слайд

Описание слайда:

Александровская колонна, или Александрийский столп 1834 год Венчает колонну скульптура работы Орловского, изображающая позолоченного ангела с чертами лица Императора Александра I. В левой руке ангел держит крест, а правую - воздевает к небу. Архитектор Огюст Монферран воздвиг колонну в стиле ампир в центре Дворцовой площади по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном.

8 слайд

Описание слайда:

Высота Столпа вместе со статуей - 47,5 м (он выше всех аналогичных монументов мира: Вандомской колонны в Париже, колонны Траяна в Риме и колонны Помпея в Александрии). Диаметр Столпа - 3,66 м. Пьедестал колонны с четырех сторон украшен бронзовыми барельефами с орнаментами из воинских доспехов, а также аллегорическими изображениями побед русского оружия. Отдельные барельефы изображают древнерусские кольчуги, шишаки и щиты, хранящиеся в Оружейной палате в Москве, а также шлемы Александра Невского и Ермака. Гранитный монолит, послуживший основой для создания колонны, был добыт в одном из карьеров около Выборга и перевезен в 1832 г. на специально сконструированной для этой цели барже в Санкт-Петербург, где и подвергся дальнейшей обработке. Для установки колонны в вертикальном состоянии на площади были привлечены силы 2000 солдат и 400 рабочих. Установили её на постамент всего за 1 час 45 минут. Под цоколь колонны было забито 1250 сосновых свай. Александрийский Столп является чудом инженерного расчета - вот уже более 150 лет он стоит ничем не закрепленный, удерживаемый в вертикальном состоянии исключительно тяжестью собственного веса, составляющего 600 тонн.

9 слайд

Памятник герою Отечественной войны 1812 года Д. В. Давыдову:

Памятник установлен в 1986 году рядом с домом № 27 по улице Русской.

Скульптор Б. П. Волков .


Давыдов Денис Васильевич

Русский поэт и военный писатель, герой Отечественной войны 1812 г., один из инициаторов партизанского движения.

Д. В. Давыдов родился в Москве, в дворянской семье. Воспитывался среди оппозиционно настроенного офицерства. Давыдов состоял членом литературного кружка «Арзамас» и находился в дружеских отношениях со многими декабристами, однако не верил в успех их политических замыслов и в тайное общество не вступил.

Известность Денис Давыдов приобрёл в 1803 г., когда в списках распространились его политические басни «Голова и ноги», «Река и зеркало», сатира «Сон». За эти стихи Давыдов был переведён из кавалергардского полка в Петербурге в захолустный гусарский полк, стоявший в Киевской губернии. В новой среде Давыдов перешёл от сатиры к воспеванию удалых гусарских нравов. За ним закрепилась слава создателя гусарской лирики. В лучших стихах Дениса Давыдова отчетливо выражена патриотическая тема. Основной лирический образ его песен - «певец-герой», лихой рубака, гусар, полный мужества и отваги.

Я люблю кровавый бой,
Я рождён для службы царской!
Сабля, водка, конь гусарский,
С вами век мне золотой!

В 1807 г. Д. В. Давыдов принял участие в войне с Наполеоном в качестве адъютанта Н. И. Багратиона, воевал в Финляндии, участвовал в Русско-турецкой войне 1809 г. В период Отечественной войны 1812 г. он стал выдающимся организатором партизанских действий в тылу врага. Широко известны боевые дела партизанского отряда Дениса Давыдова.

В 1827 г. участвовал в Русско-персидской войне. Он был автором многих произведений по истории военного искусства («Встреча с великим Суворовым», «Дневник партизанских действий 1812г.»идр.). В 1821 г. Д. В. Давыдов издал книгу «Опыт теории партизанского действия».

Итоги своей поэтической деятельности Денис Давыдов подвёл в 1832 г., выпустив сборник стихов, снабжённый яркой автобиографией. В отставку вышел в звании генерал-лейтенанта. Продолжая писать стихи, романсы, создал нашумевшую «Современную песню», где зло высмеял тыловую военщину и показной либерализм, модный в дворянских салонах того времени.

10 мая 1963 г. в память народного героя (партизана) Отечественной войны 1812 г. решением исполнительного комитета Владивостокского годского Совета депутатов трудящихся вновь образованная улица в долине Второй Речки была наименована улицей Дениса Давыдова. В 1986 г., на пересечении улиц Русской и Дениса Давыдова, установлен его бюст (автор - скульптор Б. П. Волков).


Памятник герою Отечественной войны 1812 года П. И. Багратиону:

Памятник установлен рядом дорожным кольцом в районе остановки "Кольцо Багратиона" (улица Бородинская, 90 ).

Скульптор Б. П. Волков .

Багратион Пётр Иванович

Русский генерал от инфантерии, князь.

П. И. Багратион родился в 1765 г. в г. Кзиляк, в семье полковника из старинного грузинского княжеского рода. Военную службу начал в 1782 г. Служил на Кавказе, принимал участие в Русско-турецкой войне 1787-1791 гг. и Польской кампании 1793-1794 гг.

Под командованием А. В. Суворова совершил итальянский и швейцарский походы. В 1799 г. в чине генерал-майора командовал авангардом и отличился во всех крупных сражениях: при Требии, Нови, при атаке Сен-Готардского перевала.

Во время войны с Францией в составе русского корпуса, которым командовал М. И. Кутузов, возглавлял арьергард русской армии (1805-1806 гг.) и отличился при Прейсиш-Эйлау и Фридланде. Командуя пятитысячным отрядом, выдержал натиск тридцати тысяч французов у деревни Шенграбен, чем обезопасил русскую армию.

Участвовал в Русско-шведской войне 1808-1809 гг., где командовал дивизией. Прославился, совершив знаменитый переход по льду Ботнического залива. Весной 1809 г. занял Аландские острова.

Во время Русско-турецкой войны 1806-1812 гг. с июля 1809 г. по март 1810 г. командовал Молдавской армией. В августе 1811 г. прининял под командование Подольскую армию, а с марта 1812 г. стал командующим 2-й Западной армией, с которой и встретил начало Отечественной войны. В период отступления заботился о сохранении армии. Не однажды искусными манёврами с боями выводил свою 2-ю Западную армию из-под ударов превосходящих сил наполеоновской армии, успешно соединившись с 1-й Западной армией М. Б. Барклая де Толли под Смоленском.

В Бородинском сражении 2-я Западная армия занимала левый фланг русской позиции, на который Наполеон направил свой главный удар. В битве армия показала исключительную стойкость, а её командир П. И. Багратион - выдержку и личную храбрость. В момент одной из контр-атак П. И. Багратион был смертельно ранен.

Скончался Пётр Иванович в с. Симы Владимирской губернии, где и был захоронен. В 1839 г. его прах был перенесён и перезахоронен на Бородинском поле.

12 октября 1962 г., когда отмечалось 150-летие Бородинской битвы, решением исполнительного комитета Владивостокского городского Совета депутатов трудящихся новая улица в застраиваемом районе Второй Речки была названа улицей Багратиона. В конце 1980-х годов на ней был установлен памятник герою Отечественной войны 1812 г. П. И. Багратиону работы скульптора Б. П. Волкова.

Памятник герою Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову:





Памятник установлен в районе улицы Русская, 41 .

Скульптор Н. В. Томский.

Кутузов Михаил Илларионович

Русский полководец, генерал-фельдмаршал, светлейший князь Смоленский.

М. И. Кутузов родился 5 сентября 1745 г. в Петербурге, в семье инженер-генерал-поручика. Окончил с отличием Дворянскую артиллерийскую школу и был оставлен при ней преподавателем математики. В 1761 г. произведён в прапорщики и назначен командиром роты Астраханского пехотного полка. С 1762 г. адьютант Ревельского генерал-губернатора, в 1764-1765 гг. командовал отрядом в действиях против польских конфедератов.

Участвовал в Русско-турецких войнах 1768-1774 гг. и 1778-1791 гг. Он был учеником и соратником А. В. Суворова, участвовал в штурме Измаила, в сражениях при Бабадаге и Мачине.

«Памятные места Отечественной войны 1812 года в Санкт-Петербурге»

Победа, одержанная Россией над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года - одно из самых ярких событий российской военной истории, которому посвящено немало произведений искусства. В Петербурге в память о славных победах русской армии был возведен целый ряд архитектурных и скульптурных памятников: Казанский собор и Александровская колонна, триумфальные Нарвские ворота и арка Главного штаба, памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли и др.

Нарвские ворота. После окончания войны с Наполеоном победоносные русские войска в 1814 году возвращались в столицу по Петергофской дороге. На границе города, которая в то время проходила неподалеку от Обводного канала, своих героев встречали жители Петербурга. Здесь по проекту архитектора Дж. Кваренги были возведены триумфальные ворота, получившие затем название Нарвских. Поначалу они были деревянными. Но через двадцать лет граница города передвинулась южнее, и здесь по проекту архитектора В.П. Стасова были воздвигнуты новые Нарвские ворота. Открытие триумфальных ворот состоялось 17 августа 1834 года. Обновленный памятник был сооружен из кирпича и покрыт медными листами.

Величественное сооружение поражало не только восхищенных современников. До сих пор экскурсионные группы непременно останавливаются у Нарвских ворот, которые стали одним из самых ярких архитектурных памятников города.

В надписях на воротах перечислены гвардейские полки, участвовавшие в боевых действиях и проходившие здесь при возвращении из похода. По краям можно прочесть названия населенных пунктов, отмеченных победами русского оружия. Здесь Бородино и Тарутино, Кульм и Лейпциг, Малый Ярославец и Красное и, наконец, поверженный Париж. В средней части выделяется надпись: «Победоносной Российской императорской гвардии признательное Отечество в 17 августа 1834 года».

Если от Невского проспекта пройти по Малой Морской улице мимо здания Главного телеграфа, мы попадем на Дворцовую площадь. Здесь перед нами предстанут сразу два величественных памятника победы русских войск в Отечественной войне 1812 года.

Александровская колонна , давно уже ставшая одним из архитектурных символов Петербурга, возвышается в центре Дворцовой площади. Памятник был открыт 30 августа 1834 года. Колонна задумывалась как памятник Александру I, но, поскольку именно во времена царствования Александра и была одержана победа над Наполеоном, современники и последующие поколения русских людей воспринимали ее как триумфальную колонну, воздвигнутую в честь победы в Отечественной войне. Александровскую колонну создавали архитектор О. Монферран, скульптор Б.И. Орловский, русские мастера-каменотесы во главе с техником-самоучкой В.И. Яковлевым. На колонне установлена крылатая фигура ангела-хранителя города с крестом. Примечательно, что колонна никак не закреплена на пьедестале, удерживаясь в вертикальном положении только за счет собственного веса. победа народ памятник слава

Триумфальная арка Главного штаба - великолепный памятник победы русских войск в Отечественной войне 1812 года, возведенный в 1819-1829 годах по проекту архитектора К.И. Росси. Высота арки 28 метров. Она переброшена через пролет Большой Морской улицы, составляющий 17 метров. На плоскостях арки -- изображения боевых доспехов, фигур воинов и летящих гениев Славы. Венчает арку колесница, запряженная шестеркой коней. В колеснице, словно осеняя Дворцовую площадь, стоит во весь рост богиня победы Нике.

По моделям В.И. Демут-Малиновского и С.С. Пименова скульптурные изображения вычеканены из листовой меди.

Еще один памятник героям Отечественной войны 1812 года -- ансамбль Казанского собора , раскрытый торжественной колоннадой к Невскому проспекту.

Собор стал усыпальницей замечательного русского полководца, героя Отечественной войны М.И. Кутузова . По окончании Отечественной войны 1812 в соборе было выставлено 107 трофейных французских знамен, 93 ключа от крепостей и городов, которые были взяты победоносными русскими войсками.

В настоящее время Казанский собор вновь стал действующим храмом и является кафедральным собором Санкт-Петербургской епархии.

Памятники полководцам-героям 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Еарклаю-де-Толли у Казанского собора были торжественно открыты 25 декабря 1837 года. Бронзовые фигуры, отлитые по моделям скульптора Б.И. Орловского (1830-1836), были установлены на пьедесталы из полированного гранита, спроектированные «певцом русской ратной славы» архитектором В.П. Стасовым. Архитектор К.А. Тон, в молодости много сотрудничавший со Стасовым, руководил установкой памятников. Первый из них -- Барклаю-де-Толли -- явился, по существу, воплощением мечты А.С. Пушкина о временах, когда потомство оценит по заслугам этого полководца (стихотворение «Полководец»).

Символично, что памятник Кутузову оказался установленным на месте, связанном с именем его отца -- выдающегося военного инженера И.М. Голенищева-Кутузова. Ведь он -- автор проекта Екатерининского (Грибоедова) канала и Казанского моста. Таким образом, оба монумента вместе с Казанским собором образуют величественный ансамбль, ставший одним из символов ратной славы Отечества, памятником великой Победе в Отечественной войне 1812-1814 годов.

Военная галерея 1812 года -- одна из галерей Зимнего дворца . Галерея состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами А.В. Поляковым и Голике.

Кроме портретов, написанных Доу, Поляковым и Голике, в галерее уже в 1830-х годах были помещены большие конные портреты Александра I и его союзников -- короля прусского Фридриха-Вильгельма III и императора австрийского Франца I. Два первых написаны берлинским придворным художником Ф. Крюгером, третий -- венским живописцем П. Крафтом. В советское время галерею дополнили четырьмя портретами дворцовых гренадер, специальных войск, созданных в 1827 году для охраны дома ветеранов Отечественной войны. Эти портреты также выполнил Джордж Доу. Позднее галерея была дополнена двумя работами Петера фон Гесса -- «Бородинское сражение» и «Отступление французов через реку Березину».

Журнал Знание-сила.- 2012.- № 11

В июне 1812 в Россию вторглась армия Наполеона, уже покорившая всю континентальную Европу. Лучший полководец своего времени вел более полумиллиона солдат, набранных во Франции и побежденных ею странах. Русская армия отступала перед сильнейшим противником. Дав генеральное сражение при Бородино, русские войска оставили Москву неприятелю. Наполеон оказался в западне, удаленный от своих баз, не разбивший противника и не заключивший мира. С наступлением холодов французы покинули Москву. Их отход превратился в бегство, почти вся армия погибла от морозов. Русские войска, преследуя противника, вошли в Польшу и Германию, а завершили войну в Париже. В честь Отечественной войны в России было поставлено около сотни памятников, большая их часть сохранилась. Кроме монументов Отечественной войны здесь описаны и немногочисленные памятники других войн с Наполеоном - кампании 1807 года и заграничных походов 1813-1815 годов.

Памятник первой победы над Наполеоном в Кобрине

Первая победа над вторгшимися в Россию войсками была одержана вдали от главного театра военных действий. 15 июля 1812 года в Белоруссии, близ города Кобрин, произошел бой между 3-й резервной армией Тормасова и саксонскими частями генерала Клейнгеля. Русская армия одержала победу, взяв много пленных и трофеев.

В столетнюю годовщину этого сражения, у кобринского собора на Бобруйской улице был заложен памятник в честь победы над французами. Ровно через год, 15 июля 1913 года памятник был открыт. Его соорудили на свои средства 38-я пехотная дивизия и 38-я артиллерийская бригада при помощи жителей Гродненской губернии и полков, участвовавших в том бою. Памятник представлял собой гранитную скалу с бронзовой фигурой двуглавого орла, разрывающего лавровый венок с вензелем Наполеона. На передней стороне скалы мраморная доска с надписью: «Русским воинам, одержавшим первую победу над войсками Наполеона в пределах России 15 июля 1812 года». На правой стороне памятника под вензелем Александра I были перечислены 11 полков и 4 роты, участвовавших в сражении, а также приведен список трофеев: «4 знамя, 8 орудий, 2 генерала, 76 офицеров и 2382 нижних чинов». С левой стороны под вензелем Николая II было написано: «Сооружен потомками героев Кобринской победы 15 июля 1912 года» и приведен список участвовавших в постройке памятника полков. Автором проекта был инженер Д.В.Марков, орла и доски выполнил скульптор С.Отто. Перед памятником были установлены четыре мортиры, он был окружен цепью.

В межвоенный период Кобрин принадлежал Польше. В 1920-х годах монумент был переделан в памятник Костюшко: доски сбили, а вместо орла поставили бюст генерала. Памятник был восстановлен в первоначальном виде по проекту скульптора М.А. Керзина в 1951 году.

Памятники Смоленского сражения

3 августа 1812 года в Смоленск вошли отступающие дивизии Неверовского и Раевского, чтобы удержать город до подхода главных сил русской армии. На следующий день французский авангард начал штурм города, стремясь отрезать русские войска от Москвы. К вечеру в город вошли армии Барклая-де-Толли и Багратиона. Весь день 5 августа французы предпринимали жесточайшие бомбардировки и штурмы Смоленска, окончившиеся безрезультатно. Ночью русские оставили разрушенный город и отошли на восток.

Главный памятник

По утвержденному Николаем I плану, в Смоленске надлежало соорудить типовой памятник второго класса по проекту А.У.Адамини. Монумент был отлит на Александровском заводе в Петербурге из 26 тонн чугуна. Памятник по частям доставили в Смоленск, где его собрали петербургские рабочие. Открытие величественного 26-метрового монумента состоялось 5 ноября 1841 года на Плац-парадной площади у Королевского бастиона. Он представлял собой высокую восьмигранную чугунную пирамиду, увенчанную чешуйчатой церковной главкой с крестом. Пирамида была установлена на восьмигранной призме, стоящей на цилиндрическом постаменте. Ко всем граням призмы примыкали сдвоенные чугунные колонки, также завершенные чешуйчатыми главками с сидящими на них двуглавыми орлами. На передней грани призмы помещалась икона Смоленской Божьей матери, ниже, на постаменте - план смоленского сражения. Кроме того, на круглом постаменте находились семь надписей, разделенных накладными бронзовыми мечами в венках. Они гласили: «5 августа защищало Смоленск 62 батальона, 8 эскадронов, 144 орудия», «5 августа напало неприятеля 111 батальонов, 28 эскадронов, до 300 орудий», «Русских генералов убито 2, ранен 1. Воинов выбыло из строя до 9600», «Неприятельских генералов убито 1, ранено 3. Воинов выбыло из строя до 20000», «Сражение под Смоленском 4 и 5 августа 1812 года», «Главнокомандующие Барклай-де-Толли и Багратион», «Защищавшие Смоленск: Раевский, Дохтуров». Памятник был установлен на круглом ступенчатом основании и окружен цепью на столбиках. В 1851 году в Смоленске при земляных работах были найдены две французские пушки. Вскоре их установили на лафеты, отлитые в Брянске, и установили рядом с памятником. В 1874 году на месте Плац-парадной площади, вокруг монумента, был разбит сад, названный Лопатинским по имени тогдашнего губернатора города.

Смоленский памятник 1812 года - единственный из типовых памятников второго класса, благополучно сохранившийся до нашего времени.

Юбилейный памятник

К столетию Отечественной войны в Смоленске решено было воздвигнуть второй крупный памятник в честь тех тяжелых боев. Местом для его установки был выбран создаваемый к юбилею бульвар 1812 года, разбитый вдоль стены Смоленской крепости. Николай II, посетивший город 31 августа 1912 года, осмотрел модель памятника, выполненную инженер-подполковником Н.С.Шуцманом и одобрил ее. Памятник был сооружен за год и открыт 10 сентября 1913 года. Он представлял собой скалу высотой 8,5 метров, на которую карабкался галльский воин в доспехах и с мечом. На вершине скалы находилось гнездо, которое защищали два орла, символизирующие две русские армии. Все эти фигуры выполнил из бронзы скульптор С.Надольский. Скала, сложенная из каменных плит, была покрыта цементом с гранитной крошкой. На ее передней стороне помещалась бронзовая карта европейской части Российской империи со словами: «Благодарная Россия - героям 1812 года». На боковых сторонах в бронзовых венках находились гербы Смоленска и России, на задней стороне перечислялись руководители обороны города: Барклай-де-Толли, Багратион, Неверовский, Раевский и Дохтуров.

После революции памятник был разорен и лишился многих металлических деталей. В 1955 году он был отреставрирован и сейчас находится в первоначальном виде.

Памятник Софийскому полку

2-й пехотный Софийский полк принимал участие в обороне Смоленска в августе 1812. Спустя сто лет полк, расквартированный в Смоленске, на свои средства поставил памятник в честь своих предков. Он представлял собой четырехгранный бетонный обелиск на шестигранном постаменте, покоившемся на шести цилиндрических тумбах. Все это сооружение стояло на круглом основании из четырех ступеней. Венчал обелиск бронзовый двуглавый орел с распростертыми крыльями. Памятник был богато украшен. На лицевой грани обелиска находился накладной крест, вензель шефа полка - Александра III и две доски с надписями. Одна из них гласила: «4 и 5 августа 1812 года под стенами Смоленска Софийский пехотный полк геройски отбивал атаки Великой армии Наполеона». На задней грани помещался вензель Александра I и карта Европы с боевым путем полка. На боковых гранях располагались вензеля Николая I и Александра II, Николая II, доски с текстом. Бронзовые доски с изложением истории и боевых подвигов полка находились также на всех шести тумбах и всех шести гранях постамента. Таким образом, количество бронзовых досок на памятнике достигало семнадцати. Работы над памятником начались на валу Королевского бастиона в августе 1912, а его открытие состоялось 30 мая 1914 года.

После революции орел, крест, вензеля и доски были уничтожены, но сам обелиск сохранился. В 1960 году его отреставрировали, наверху восстановили орла, почему-то - одноглавого. Но вместо многочисленных бронзовых досок были установлены только две новых, чугунных; одна повторяла старую надпись, другая гласила: «Памятник сооружен в 1912 году солдатами Софийского полка в память о геройских подвигах своих предков. Автор проекта - рядовой 7-й роты Софийского полка смолянин Борис Цапенко».

Памятники боев под Ригой

Кекау

В августе 1812 к Риге подошли французские и прусские войска маршала Макдональда. На подступах к городу они имели ряд боев с русской армией. Главные схватки состоялись 10 августа и 14 сентября на горе Одукалис, близ селения Кекау. Макдональд не добился успеха, и после ухода Наполеона из Москвы также отступил в Пруссию. К столетию сражения на горе Одукалис был поставлен памятник. Его установили местный помещик фон Лилиенфельдт и потомки участвовавших в сражении лифляндских дворян Берга, фон Эссена и Левис-оф-Менара. Памятник был сооружен из местного известняка по проекту рижского архитектора Бокслава. На нем находилось пять досок с пояснительными надписями. На передней значилось: «В память первой победы над войсками Наполеона 10 (22) августа 1812 года при Даленкирхе». Открытие памятника состоялось в юбилей второго сражения, 14 сентября 1912 года.

Памятник был уничтожен во время позиционных боев под Ригой, вновь проходивших в этих местах в 1915-1917 годах.

Рига

Русские войска, защищавшие Ригу, не позволили французам войти в богатый город и спасли его от разграбления. В благодарность за это рижское купечество решило поставить памятник на Дворцовой площади перед замком. Его проект разработал архитектор Д.Кваренги. Памятник был заложен в 1814 году, во вторую годовщину изгнания французов из Москвы, а открыт 15 сентября 1817 года. Он представлял собой колонну дорического ордера, увенчанную бронзовой крылатой фигурой победы с венком и оливковой ветвью в руках. Семиметровый ствол колонны вытесал из красного финского гранита каменотес С.Суханов, статую победы по модели скульптора С.С. Пименова отлил в Петербурге В.П. Якимов. Углы постамента украшали четыре бронзовых орла, соединенных гирляндой. На двух его гранях помещались накладные бронзовые гербы России и Риги, на двух других находилась надпись на русском, немецком и латыни: «Силы двадцати царств и народов с мечом и огнем вторглись в Россию и пали в смерть и плен. Россия, поразя губителя, расторгла узы Европы. Александр Первый победоносною десницею возвратил и утвердил царям царства, законы народам. Л. 1814». Пятнадцатиметровый памятник окружали массивные каменные тумбы, соединенные решеткой.

В 1915 году, при приближении немцев к Риге, памятник решено было эвакуировать. 30 июля бронзовые фигура, орлы с гирляндой, гербы и надписи были сняты и отправлены на интендантский склад в Москву. Дальнейшие их следы теряются. Сама же гранитная колонна была демонтирована в 1936 году. Ее фрагменты некоторое время лежали в рижском Парке праздника песни, в 1960-х годах их перевезли в более отдаленное место - Межапарк. Ныне русская община Латвии призывает к восстановлению памятника.

Памятники Бородинского сражения

Недалеко от города Можайска Кутузов решил дать французам генеральное сражение. На выгодной позиции у села Бородино был подготовлен ряд земляных укреплений. 24 августа на подступах к Бородину произошел бой за Шевардинский редут. На рассвете 26 августа началось главное сражение, в котором сошлось почти 300 тысяч человек. После кровопролитных схваток, шедших весь день, французам удалось занять главные русские укрепления, однако решающего успеха им добиться не удалось. Потери этого страшного дня превысили 100 тысяч человек. Ночью русская армия отошла с поля боя и продолжила отступление к Москве.

Главный монумент

По утвержденному Николаем I плану установки памятников 1812 года, единственный монумент первого класса должен был появиться на месте главного сражения войны - на Бородинском поле. В 1835 году император утвердил проект, представленный художником А.У.Адамини, а в следующем году сооруженная из досок модель памятника была выставлена на всеобщее обозрение на Марсовом поле в Петербурге. Памятник представлял собой высокую колонну, увенчанную церковной главкой с крестом. Адамини удалось создать принципиально новый и в то же время чисто русский тип памятника - нечто среднее между колонной и православной колокольней. В четвертьвековой юбилей Бородинского сражения, 26 августа 1837 года на месте главного бородинского укрепления, батареи Раевского, состоялась торжественная закладка памятника. На месте его сооружением руководил архитектор Шестаков. Через два года величественный двадцативосьмиметровый памятник был готов.

Он представлял собой восьмигранную чугунную колонну, увенчанную позолоченной чешуйчатой церковной главкой с крестом. Колонна стояла на восьмигранном постаменте, который поверху опоясывал ряд аркад, поддерживаемый восемью колонками. Постамент покоился на круглом основании. На всех восьми гранях постамента находились пояснительные надписи. На передней стороне помещался образ Христа Спасителя и слова: «В нем спасение. Бородинское сражение 26 августа 1812 года». На четырех гранях, ближних к передней, описывались действия русских войск: «Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион. Русских было в строю: пехоты 85000 человек, конницы 18200, казаков 7000, ополчения 10000, орудий 640», «Умерли за Отечество полководцы: Багратион, Тучков 1-й, Тучков 4-й, граф Кутайсов. Всем прочим слава!», «1838. Благодарное Отечество положившим живот на поле чести. Русских генералов убито 3, ранено 12, воинов убито до 15000, ранено 30000», «Отступили с честью, чтобы вернее победить. Вторгнулось в Россию 554000 человек, возвратилось 79000». На трех задних гранях описывались действия неприятеля: «Франция, Италия, Неаполь, Австрия, Бавария, Виртембергия, Саксония, Вестфалия, Пруссия, Голландия, Испания, Португалия, Польша, Швейцария и Германский союз. Всех 20 языков. Вывели в строй: пехоты 145000 человек, конницы 40000, орудий 1000», «Европа оплакала падение храбрых сынов своих на полях Бородинских. Неприятеля генералов убито 9, ранено 30, воинов убито до 20000, ранено 40000», «Властолюбие неограниченное изумило Европу и успокоилось посреди пустынь океана. Москва занята неприятелем 2 сентября 1812 года, Александр I вступил в Париж 19 марта 1814 года». Кроме того, на задней грани помещена надпись: «Открыт 26 августа 1839 года». Открытие памятника, действительно состоявшееся в этот день, было необычайно торжественным. На нем присутствовал Николай I, перед памятником прошли парадом 150 тысяч солдат и офицеров, был произведен салют из 792 выстрелов. В течение нескольких дней после открытия прибывшие войска проводили на Бородинском поле маневры, повторявшие ход сражения. В честь открытия памятника были отчеканены две памятные монеты.

Перед открытием монумента из села Симы Владимирской губернии был доставлен прах Багратиона. Он был торжественно перезахоронен у подножья памятника. Над склепом князя была положена гранитная плита с золотой надписью: «Генерал от инфантерии князь Петр Иванович Багратион, командовавший второй западной армией. Ранен в сражении под Бородиным 26 августа 1812 года. Скончался от ран 12 сентября 1812 года на 47-м году от рождения». У памятника было поставлено караульное помещение для двух солдат-ветеранов, охранявших его.

В 1932 году главный Бородинский памятник был взорван и разобран на металлолом. Заодно был разрушен склеп Багратиона, а его могила разграблена. В 1980-х началось восстановление главного монумента. Воссозданный в первоначальном виде он был вторично открыт в 175-ю годовщину сражения в 1987 году. Тогда же были воссозданы склеп и надгробие Багратиона.

Памятник на месте командного пункта Кутузова

Более 70 лет Главный монумент оставался единственным памятником на Бородинском поле. В преддверии столетнего юбилея битвы стали обсуждаться различные планы установки новых памятников. Идея сооружения еще одного грандиозного монумента была справедливо отвергнута. В конце концов, правительство разрешило всем воинским частям, участвовавшим в сражении, поставить на свои средства памятники предкам. Только два памятника были сооружены за счет государственной казны. Первый - памятник на месте командного пункта Кутузова - стал главным среди десятков памятников, появившихся к столетию сражения.

Этот памятник, сооруженный по проекту инженер-полковника П.А.Воронцова-Вельяминова, был установлен на холме у деревни Горки, откуда Кутузов наблюдал за ходом битвы. Он представлял собой высокий обелиск красного гранита, увенчанный бронзовым парящим орлом с лавровым венком в когтях (орел парил в небе во время принятия Кутузовым командования над русской армией незадолго до Бородинского сражения). На передней стороне постамента в нише находится бронзовый барельеф, изображавший сидящего Кутузова в окружении Барклая-де-Толли, Ермолова, Платова и Толя. Выше барельефа значилось: «Неприятель отражен на всех пунктах», ниже - «Кутузов. 26 августа 1812 года». С задней стороны постамента в нише помещалась надпись: «Отсюда фельдмаршал Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов руководил войсками в сражении при с.Бородине 26 августа 1812 года». Переднюю грань обелиска украшал бронзовый меч с датой «MDCCCXII» на эфесе. Памятник был окружен тумбами белого камня. Он был окончен уже в августе 1912, но церемония его освящения состоялась лишь 8 ноября 1913 года.

Памятник сохранился.

Французский памятник

При подготовке празднования столетия Бородинской битвы русское правительство разрешило французам поставить на поле боя памятник своим соотечественникам. Местом для него был выбран Шевардинский редут, где 26 августа находился командный пункт Наполеона. Французское правительство купило у местных крестьян участок в 50 квадратных саженей. Памятник изготавливался во Франции на собранные там пожертвования (свыше 30 тысяч франков) по проекту молодого архитектора Поля Бесенваля. Его открытие намечалось на 26 августа 1912 года. Везти в Россию по железной дороге 47-тонный монолит бургундского гранита было сложно, поэтому памятник решили перевозить морем. 13 августа монумент и его автор отплыли из Антверпена в Петербург на датском пароходе «Курск». С этого дня «Курск» никто больше не видел - он затонул во время шторма в Северном море.

Из-за этой неожиданной трагедии к торжествам на Бородинском поле вместо монумента была сооружена его временная модель в натуральную величину. Постамент был сколочен из досок, покрыт гипсом и выкрашен серой краской, венчала его гипсовая фигура орла. Эта модель была торжественно освящена в день юбилея в присутствии Николая II. Вскоре из Франции прибыли заново изготовленные части памятника - три гранитных блока для постамента и полуторатонный орел. Они были собраны, и в следующую годовщину боя, 26 августа 1913 года, состоялось повторное открытие памятника. Оно было скромным - присутствовали только французская колония и консул. Памятник представлял собой широкий гранитный обелиск, высотой около 6,5 метров, увенчанный бронзовым французским орлом с поднятыми крыльями. На передней грани памятника была вырезана надпись: «Aux morts de la Grande Armee. 5-7 septembre 1812» (мертвым Великой Армии). Памятник стоял на насыпном кургане.

Он благополучно сохранился.

Обелиск в память военного совета в Филях

1 сентября 1812 года в подмосковной деревне Фили состоялся военный совет русской армии, на котором, по настоянию Кутузова, решено было оставить Москву. В 1868 году, во время пожара, изба, в которой проходил совет, сгорела. А в 1883 на ее месте появился памятник - четырехметровый обелиск серого гранита. Это был старый верстовой столб, перенесенный с проходившей рядом Смоленской дороги (отсюда и вырезанная на нем надпись: «1783 года»). На его постаменте укрепили две мраморные доски с надписями. На одной приводились слова Кутузова, сказанные на совете: «С потерей Москвы еще не потеряна Россия. Поставляю первой обязанностью сберечь армию, сблизиться с подкреплениями и самим уступлением Москвы приготовить неприятелю неизбежную гибель, и потому намерен, пройдя Москву, отступить по рязанской дороге. Я вижу, что мне придется поплатиться за все, но жертвую собою и для блага отечества приказываю отступить». Другая доска содержала историю сооружения обелиска: «На месте этом находилась изба, принадлежавшая крестьянину деревни Фили Фролову, где 1-го сентября 1812 года был военный совет под председательством фельдмаршала князя Кутузова, решившего участь Москвы и спасение России. Изба сгорела 7-го июня 1868 г. Офицеры Гренадерского корпуса, бывшие на полевой военной прогулке в 1883 г. в окрестностях Москвы, проникнувшись благословением к историческому месту, возымели желание увековечить это место камнем и обнести его оградой, что и исполнено заботами и усердием чинов Гренадерского корпуса. 1883 года, ноября 8 дня».

Спустя несколько лет, в 1888 году, рядом с обелиском была воссоздана копия исторической избы. И памятник, и изба сохранились до нашего времени.

Казанский собор один из крупнейших храмов Петербурга. Является памятником архитектуры русского классицизма. Построен в годах архитектором А.Н.Воронихиным по указу императора Александра I для перенесения туда чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. Освящен в 1811 году. В 1932 году превращен в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года действующий храм.






В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М.И.Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В.П.Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б.И.Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.





Казанский собор храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. Прославленный фельдмаршал нашёл здесь свой последний приют. В 1813 году прах светлейшего князя М. И. Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решетку, ограждающую могилу М. И. Кутузова и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку самого А. Н. Воронихина. В годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамен и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией.






Военная Галерея 1812 года Патриотической идеей руководствовался Росcи, создавая один из самых значительных интерьеров Зимнего дворца Военную галерею, посвященную памяти героев Отечественной войны. Ее открыли в 1826 году. 332 портрета военачальников русской армии, участвовавших в боях с наполеоновскими войсками в годах, на стенах галереи. Для исполнения картин был специально приглашен известный английский живописец Джордж Доу, ему помогали два русских мастера Александр Поляков и Василий Голике.


Среди нескольких больших изображений в рост особое внимание на себя обращают портреты фельдмаршалов М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Между ними и по сторонам в пять рядов расположены погрудные портреты генералов. Многих из них мы знаем и чтим с детства, среди них: П. И. Багратион, А. П. Ермолов, Н. Н. Раевский, декабрист С. Г. Волконский, казачий атаман М. И. Платов.


В стихотворении «Полководец» А.С. Пушкин написал о галерее: «У русского царя в чертогах есть палата: Она не золотом, не бархатом богата; Не в ней алмаз венца хранится за стеклом; Но сверху донизу, во всю длину кругом, Своею кистию свободной и широкой Ее разрисовал художник быстроокой. Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн, Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен, Ни плясок, ни охот, а все плащи да шпаги, Да лица, полные воинственной отваги. Толпою тесною художник поместил Сюда начальников народных наших сил, Покрытых славою чудесного похода И вечной памятью двенадцатого года. Нередко медленно меж ими я брожу, И на знакомые их образы гляжу, И мнится, слышу их воинственные клики...»






















Александровская колонна строилась с 1829 по 1834 года, и в 1834 году была торжественно открыта на Дворцовой площади. Проект архитектора Огюста Монферрана Александровская колонна вместе с пьедесталом возносится над площадью на высоту 47,5 метра. Среди монументов такого типа она крупнейшая в мире.