Саморазвитие. Отношения. Личность. Характер. Психология. Образование

Презентация для урока мхк "архитектурный облик древней руси". Архитектурный облик древней руси Надвратная церковь Иоана Предтечи


Какое отношение эпиграф имеет к теме урока?

О, я хочу безумно жить!

Все сущее увековечить,

Безличное - вочеловечить,

Несбывшееся – воплотить.


  • По Ветхозаветному преданию, Господь, явившись Моисею, научил его, как строить храм.
  • В основании храм имеет крест или корабль (церковь, как корабль спасает в житейском море).
  • Храм снаружи увенчан куполами (1 -33).
  • Венчает купол крест.



Внешний цвет храма

  • нередко отражает его посвящение - Господу, Богородице, какому-либо святому или празднику. Так, например:
  • Белый - храм, освященный в честь Преображения или Вознесения Господня
  • Голубой - в честь Пресвятой Богородицы
  • Красный - посвященный мученику (мученикам)
  • Зелёный - преподобному
  • Жёлтый - святителю

По церковной символике, купол указывает христианам необходимость стремления от земного к небесному. Православные храмы строятся с нечетным числом куполов. Количество глав храма раскрывает в числовой символике иерархию устроения небесной церкви. Разное количество куполов, или глав, у храмового здания обусловливается тем, кому они посвящены.

  • Одноглавый храм купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения. Одноглавые храмы строились чаще всего в домонгольскую эпоху и являлись символом Единого Бога и совершенства творения (церковь Покрова на Нерли, церковь Святого Духа в Троице-Сергиевской Лавре Двуглавый храм два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую). Трехглавый храм три купола символизируют Пресвятую Троицу, не всегда могут быть Троицкими (например, Георгиевский собор Юрьевского монастыря в Великом Четырехглавый храм. четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

  • Пятиглавый храм пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов. Большое распространение на Руси получили пятикупольные храмы, причем строительство их велось как в древности, так и в наши дни. Один из куполов, как правило, возвышается над остальными, что символизирует собой Иисуса Христа и четырех евангелистов. Иногда изначально пятиглавый собор после перестройки мог превратиться в шестиглавый (Софийский собор в Новгороде), впрочем, как и появиться из трехглавого ранее собора. Причинами таких перестроек становились, как правило, обветшание и пожар. Пятикупольные храмы строятся и в последнее время, таким, например, стал храм Христа Спасителя, недавно возрожденный в Москве.

  • Семиглавый храм семь куполов символизируют семь Таинств церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей. Девятиглавый храм девять куполов связаны с образом небесной Церкви, состоящей из девяти чинов ангелов и девяти чинов праведников. Тринадцатиглавый храм тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов. Двадцать пять глав могут быть знамением апокалиптического видения престола Святой Троицы и двадцати четырех старцев (Откр. 11, 15-18) или обозначать похвалу Пресвятой Богородице, в зависимости от посвящения храма. Тридцать три главы - число земных лет Спасителя.

Софийский храм в Киеве.

  • Форма купола имеет особое значение:
  • шлемовидная – символ борьбы церкви с силами зла, борьбы с врагом,
  • луковичная – символ пламени свечи.

Храм Василия Блаженного.

  • «…Дарова Иоану III бог дву мастеров по реклу Посника и Барму…» и воздвигнут был храм в честь взятия Казани. Красоту и славу символизирует он.

  • Замысловатая форма и яркая раскраска куполов на храме Василия Блаженного говорит о красоте Небесного Иерусалима.

Цвет купола.

Золото – символ небесной славы,

Синий со звездами – посвящен Богородице,

Зеленый – цвет Святого духа.

  • Храмы, посвященные святым, часто увенчаны зелеными или серебряными куполами.
  • В монастырях встречаются черные купола - это цвет монашества.

  • В 1328 году княжение окончательно перешло к Москве, Русь объединялась, и это сформировало новый общерусский архитектурный стиль. Началась колоссальная перестройка Московского Кремля и создание нового городского ансамбля.
  • Москва выписывает из Твери, Пскова, Ростова лучших зодчих и обращается к иноземным мастерам.

Церковь Покрова в Филях.

  • Традиционное пятиглавие означает самого Христа и четырех евангелистов. Центральная глава возносится над всеми остальными.

Церковь в Никитниках.

  • Органическая связь с природой характерна для древнерусского зодчества.
  • Новый необычный стиль появляется в творениях русских зодчих.

Надвратная церковь Иоана Предтечи.

  • В результате творческого общения формировалась новая общерусская архитектурная школа .

Материалы

  • https://ru.wikipedia.org/
  • http://artwwworld.org.ua/Istorija_iskusstv/Iskusstvo_srednevekovoj_Rusi
  • historicus.ru

Класс: 10

Цель урока : формирование представлений об особенностях архитектуры Древней Руси домонгольского периода.

Задачи урока :

  • познакомить учащихся с изменениями, происходящими в русской культуре и искусстве, их причинами;
  • на примере храмов учить детей использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны;
  • учить рассуждать и размышлять об артефактах.

Оборудование: Мультимедийный проектор; презентация по теме, изображения храмов: Святой Софии в Киеве, Новгородского Софийского собора, Десятинной церкви; Дмитриевского собора и храма Покрова Богородицы.

Тип урока – урок изучения новой темы; виртуальная экскурсия по Древней Руси

План драматургии урока:

  1. Экспозиция: сценка.
  2. Завязка: определение темы урока, первое знакомство с особенностями зодчества Древней Руси. Зрительный ряд. Создание проблемной ситуации.
  3. Формулировка проблемы: причины появления нового стиля в архитектуре.
  4. Разработка: поиск ответа на вопрос «В чем своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков?»
  5. Кульминация: историческая обусловленность развития архитектуры Древней Руси, её общие черты.
  6. Развязка: рефлексия, впечатления участников урока.
  7. Последействие…

Ход урока

1. Организационный момент.

Добрый день, ребята! Добрый день уважаемые члены жюри! Начинаем наш урок.

2. Экспозиция.

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о том виде искусства, которое является самым долговечным. Как вы думаете, что это?

Учитель: Правильно, самые долговечные творения рук человеческих – это архитектурные сооружения. Именно по ним можно проследить, какими материалами, какими техническими приемами пользовались древние строители, как украшали свои постройки…

Наше занятие сегодня пройдет несколько необычно, мы с вами отправимся на виртуальную экскурсию, и не только в пространстве, но и во времени. Я буду вашим экскурсоводом. А сейчас определите, в какое время и в какие земли нам предстоит отправиться.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Только говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша. Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

В.: А где же они сейчас? Что с ними стало?

Д.: В год 6495 направил князь послов своих в разные страны испытать веру их. Они же отправились, а, вернувшись, так сказали: «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища; и красоты такой, и не знаем, как рассказать об этом, знаем мы только, что пребывает там бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать в язычестве.»

3. Завязка.

Учитель: Догадались ли вы, в какое время и куда мы отправляемся?

Кто помнит, в каком году Русь приняла христианство? (988г. при князе Владимире)

Итак, сформулируйте тему нашего занятия. «Архитектурный облик Древней Руси». Откройте свои тетради, запишите дату 9 февраля и тему урока.Сегодня мы рассмотрим не исторические события, связанные с принятием христианства, а обратим внимание на те изменения, которые произошли в культуре и искусстве Руси после ее крещения.

4. Постановка проблемы.

Задача нашей экскурсии - выделить и сформулировать особенности древнерусского зодчества, источник происходящих перемен в архитектурном облике Древней Руси. На доске и у вас на партах есть страничка архитектурного словарика, где вы можете не только узнать названия некоторых декоративных элементов зданий, но и понять их значение.

Ну что ж, оправляемся на экскурсию.

5. Разработка.

С принятием православия на Русь пришёл и новый стиль строительства. Посмотрите на храмы, что в них общего?

(У всех есть купола, кресты на куполах, в плане храмы тоже имеют крест, они построены из камня).

Все верно, можно сделать вывод, что новые постройки относятся к единому типу храма - крестово-купольному. Как вы это понимаете? Откуда было заимствовано такое композиционное построение соборов?

На Руси в те времена строили деревянные здания, и только самые важные события находили отражение в каменном зодчестве. Строили их мастера греки, приезжавшие из Византии целыми артелями.

Первая церковь, заложенная в Киеве в 989г., в народе называлась Десятинной, т.к. князь Владимир сам отдавал десятую часть своих доходов на ее содержание и велел всем верующим делать то же самое. При ней была собрана богатейшая библиотека, монахи работали над составлением летописания и жития святых. Церковь простояла два века и была разрушена монголо-татарскими завоевателями.

Новый этап в истории зодчества Киевской Руси связан со строительством самого величественного и значимого русского храма – собора святой Софии в Киеве. (София – премудрость Божья). Что вы уже знаете об этом соборе, что можете сами о нем рассказать? (Построен при Ярославе Мудром)

Учитель: Киевский собор – образец византийского стиля на Руси. Это пятинефный крестово-купольный храм. Стены собора выложены красным кирпичом и серым гранитным камнем – плинфой, чередующимися с розовой цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Сочетание серого и красного цветов с розоватым оттенком придавало зданию особую нарядность. Первоначально храм венчали 13 куполов. Число глав (куполов) в древнерусской архитектуре имело глубокий символический смысл. Ребята, как вы считаете, что символизировали 13 куполов, венчающих храм?

(Двенадцать куполов напоминают об апостолах (учениках Иисуса Христа), купол, находящийся в центре, символизирует самого Христа.)

Одиннадцатый век еще называют веком Трех Софий. Одновременно один за другим строились храмы святой Софии в других городах. Кто знает, в каких? (Новгороде и Полоцке) Хотя они и возводились по образцу “старшей сестры” местные строительные особенности преобразили их до неузнаваемости.

К сожалению, Полоцкая София была полностью разрушена в 13 веке. А перед вами - храм Святой Софии новгородской.

Какое впечатление оказывает этот собор на ваши мысли, чувства?

Какие ассоциации вызывает у вас его художественный образ?

Что нового вы видите в облике храма? Как изменилась роль храмов? (место защиты)

Сравните собор Святой Софии в Новгороде и одноименный храм в Киеве.

Какие отличительные особенности новгородского храма вы можете назвать?

(По своему композиционному построению она близка к киевской. Мы опять видим пятинефное крестово-купольное сооружение, но есть и свои особенности 5 куполов, сгруппированных в центре. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм выше, монолитнее.)

Как вы думаете, почему собор святой Софии в Киеве стал образцом для многих русских храмов?

Учитель: Появление трех однотипных в своей основе Софийских соборов подчеркивало политическое и культурное единство Руси, духовную связь с Византией.

Учитель: А сейчас давайте снова вернемся к истории. Что произошло с Киевской Русью в 12 веке? (Феодальная раздробленность )

Киевская Русь распадется на 14 княжеств. Что характерно для этого периода? (войны)

Как вы думаете, повлияет ли постоянная вражда между княжествами на развитие архитектуры того времени? Каким образом? (развиваются местные школы каменного зодчества)

Учитель: Наиболее яркой, значимой стала Владимиро-Суздальская школа.Примером синтеза архитектуры и скульптуры в Древней Руси является Дмитриевский собор во Владимире . Рассмотрите его.

Какое впечатление оказывает на вас этот собор?

По размеру этот храм небольшой, он строился как домовая церковь княжеской семьи. Снаружи его стены украшены уникальной белокаменной резьбой. Рельефы Дмитровского собора, так много говорившие его современникам, спустя столетия превратились в непостижимую тайну, неразгаданную до сих пор. Собор можно сравнить с книгой, составленной более чем из 1000 резных камней, в которых прочитаны лишь отдельные слова. Что изображено на фасадах? На фасадах изображены ангелы, люди, звери, птицы, деревья, травы. Особенно часто изображены львы, волки, грифоны. Есть изображения Геракла, Всеволода Большое Гнездо с сыновьями и еще множества людей. Исследователи отмечают, что в декоре собора угадывается идея Небесного града. Храм посвящён Дмитрию Солунскому, духовному покровителю Всеволода Большое Гнездо.

(Храм Покрова Богородицы на Нерли.)

Учитель: А этот храм, какое впечатление производит? Это церковь Покрова Богородицы на Нерли.

Заранее подготовленный ученик читает стихотворение на фоне музыки.

По какой ты скроена мерке?
Чем твой облик манит вдали?
Чем ты светишься вечно, церковь
Покрова на реке Нерли?
Невысокая, небольшая.
Так подобрана складно ты.
Что во всех навек зароняешь
Ощущение высоты -
Так в округе твой очерк точен,
Так ты здесь для всего нужна,
Будто создана ты не зодчим,
А самой землей рождена.
Среди зелени - белый камень,
Луг, деревья, река, кусты.
Красноватый закатный пламень
Набежал - и зарделась ты,
И глядишь доступно и строго,
И слегка синеешь вдали...
Видно, предки верили в Бога,
Как в простую правду земли.
Н.Коржавин

Перед нами – самое совершенное архитектурное сооружение домонгольской Руси. Покровская церковь выстроена на заливном лугу, на рукотворном холме, возвышающемся на берегу речки Нерль. Весной Нерль широко разливаясь, затопляет все окрестности, но ни разу за 8 веков существования храма вода не проникала внутрь церкви. Во времена Андрея Боголюбского холм имел белокаменную облицовку и лестницу к реке. На рассвете, когда первые лучи солнца играют на облаках, храм расцветает чистой и первозданной красотой. Церковь Покрова была построена в память о погибшем малолетнем сыне великого князя.

Учитель: У вас есть ощущение, что он строен, легок, возносится вверх? Давайте присмотримся. Если он устремлен вверх, значит, есть вертикальные линии - где они? (Аркатурный пояс, пилястры, лопатки, вытянутые окна ). Иллюзию его легкой устремленности ввысь создают несколько вытянутые пропорции и единый ритм полуциркульных арок, ставших архитектурным лейтмотивом. Арки завершают стены, разделенные вертикальными выступами – лопатками – на три части, и образуют три закомары. Арки повторяются в очертаниях оконных проемов и порталов. Арки, соединяя тонкие колонки, «рисуют» на фасаде аркатурный пояс.

(Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения .)

Учитель: Давайте сравним два храма Покровский и Дмитриевский. (Показать одновременно оба храма .)

Итак, что общего у них?

  • Белый камень.
  • Лопатки.
  • Аркатурный пояс.
  • Крестово-купольные.
  • 1-купольный, 4-хстолпный.
  • Декор на внешних стенах.

В чем различия?

  • Один олицетворяет мужскую красоту, а второй – женственность.
  • Более красив.

Учитель: Ребята, как вы думаете, почему храм Покрова на Нерли признан шедевром древнерусской архитектуры?

Учитель: На таком поразительном взлете зодчества искусство Древней Руси прервано татаро-монгольским нашествием.

6. Кульминация.

Учитель: И наша экскурсия подходит к концу. В чем вы увидели своеобразие древнерусского зодчества 10-12 веков? Вывод запишите в тетрадь. Сейчас вы работаете индивидуально. Сравните с выводом своего соседа по парте. А сейчас давайте проверим, что же у нас получилось?

Чем были вызваны изменения архитектурного облика Древней Руси?

7. Развязка (Рефлексия)

Учитель:

  • Какие у вас впечатления от нашего путешествия?
  • Какое открытие сделал каждый из вас?
  • Что особенно вас впечатлило?

Один из рассмотренных нами соборов внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО наряду с египетскими пирамидами и Римским Колизеем, индийским Тадж-махалом. Как вы думаете, какой и почему?

Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать, восхищаться этими шедеврами. Это то, что близко нам, что хранится у нас в сердце, то, что объединяет нас не только со всей страной, но со своим прошлым, настоящим и будущим.

Учитель: Хотелось бы закончить нашу встречу словами поэтессы В. Боровицкой.

…Все на свете уходит – остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство.

«Живопись Древней Руси» - 4. Праздничный. Данную икону написал Симон Ушаков. Каков вид иконы Богоматери, прижимающей ребёнка к себе? Панагия. Лик умиление. Иконы. Спас Ярое око – икона середины 14 века. Цели урока: Богоматерь Оранта (Знамение). Рублёв «Троица». Фреска церкви Спаса на Нередице в Новгороде. 1199.

«Архитектура Руси» - 4. 3. А злато везде пресветло блистает, Царский дом быти лепота являет… Настроены ли Вы узнать что-то новое на уроке? Церковь Спаса Преображения в Великом Новгороде. Покровский собор (Собор Василия Блаженного) Мастера Барма и Постник. По какой ты скроена мерке? Церковь Вознесения в селе Коломенском (1532г).

«Князь Владимир» - Укрепление княжеской власти; Укрепление международного авторитета Киевской Руси; Походы Владимира Святославовича Архитектура периода крещения Руси. Князь Владимир. Летописцы подразделяют время правления Владимира на два периода: Владимир – язычник и Владимир – христианин. «Путаница». Владимир Святославич – младший сын князя Святослава и ключницы княгини Ольги Малуши.

«Культура Руси» - Летописи. Новгород. Фольклор. Два культурных потока: Литература. Закрепление. Получив добро, помни, а сделав, забудь. Главы Софийского собора. Школьная лекция. Крестово-купольный стиль. План лекции. Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собою. Важнейшие из летописей: Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага.

«Зодчество Древней Руси» - Часовня Михаила Архангела, XVII-XVIII в. Еще в XVIII в. памятники древнерусской архитектуры обычно называли готическими. Русиновы - богатая купеческая семья XVII века. Кубом называют сложную форму покрытия, напоминающую четырехгранную луковицу. Прекрасный образец народного строительного искусства. Деревянное зодчество Древней Руси.

«Древнерусское государство» - Перун. Мокошь. Торговые и завоевательные походы. А) Начало XI в. Б) Начало XII в. В) Вторая половина XII. Собст дружина. Покорил кривичей. Б. Средняя Азия. Предпосылки создания Древнерусского государства. Собирали дань. Идол. Угадай бога. Образование Древнерусского государства. Север. Стрибог. Присоединил древлян, северян и радимичей.

Всего в теме 39 презентаций

«О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси:…городы великими, сёлы дивными…домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!» «О светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси:…городы великими, сёлы дивными…домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!»




Архитектура Древнерусского государства Времена правления Ярослава Мудрого (Ок)


В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы. В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске - по). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.


Древнерусское государство С центром в Киеве достигло особого расцвета С центром в Киеве достигло особого расцвета «Матерь городов русских»-так писал митрополит Иларион «Матерь городов русских»-так писал митрополит Иларион Занесён в святые Занесён в святые




Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбидь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом. Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V - начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбидь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.


Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол. Место для города было выбрано удачно - высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.







Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Эти ворота первыми встречали посланников из Византийской империи. Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город? Остановившись перед ними, нельзя было не задуматься: если ворота таковы, то каков же сам город?


Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 метров. Надвратная церковь Благовещения с золочёным куполом венчала сооружение. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 метров. Надвратная церковь Благовещения с золочёным куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце.

























Класс: 10

Презентация к уроку


























































































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: изучение нового материала.

Объем урока: 90 минут

Цель: сформировать представления об особенностях архитектуры Древней Руси XII–XIV вв.

Задачи:

  • продолжить знакомство с древнерусской архитектурой на примере архитектуры Новгородского, Владимиро-Суздальского, и Московского княжеств;
  • познакомить с древнерусскими крестово-купольными типами храмов, с наиболее выдающимися памятниками;
  • использовать метод сравнения для определения общих черт и различий в зодчестве данного периода;
  • познакомить с творчеством древнерусских иконописцев;
  • воспитывать уважения к культурному наследию нашей страны.

Оснащение урока: Учебник МХК 10 класс Г.И.Даниловой. Компьютер, экран, проектор или интерактивная доска. Презентация к уроку, методические рекомендации по использованию презентации – см. Приложение .

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

3. Мотивация на изучение новой темы. Постановка проблемы урока.

Во второй половине 12 в. в жизни Древнерусского государства происходят изменения, которые в дальнейшем определяют судьбу русской культуры на много веков вперед. На Руси наступает период феодальной раздробленности.

Что это означает? Киевская Русь распадется на 14 княжеств.

Что характерно для этого периода? (войны)

Прочитайте эпиграф: “Чутьё пропорций, понимание силуэта, декоративный инстинкт, изобретательность форм – словом, все архитектурные добродетели встречаются на протяжении русской истории так постоянно и повсеместно,

что наводят на мысль о совершенно исключительной, архитектурной одарённости русского народа”. И.Э.Грабарь, искусствовед

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Верно. Мы будем говорить о древнерусском зодчестве, которое и сегодня поражает мастерством и художественным вкусом. Познакомимся с историей создания шедевров архитектуры, сопоставляя её с историей древнерусского государства. Выяснить архитектурные особенности храмов каждого княжества и выяснить, есть ли между ними принципиальные отличия (если есть, то какие) или все они построены по общему принципу.

4. Формирование новых знаний

Сегодня мы рассмотрим архитектуру трех наиболее развитых княжеств того времени: Новгородского, Владимиро-Суздальского и Московского.

В ходе лекции, ученики заполняют таблицу в тетради:

5 слайд Архитектурное строительство приобрело на Руси особый размах с принятием христианства в 988 г. К XI веку в связи с ростом городов стало вестись каменное строительство. Во всех городах началось строительство храмов и соборов, сначала по подобию византийских, а потом на их основе были выработаны собственные архитектурные традиции.

6-7 слайд Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры. Широкое распространение в это время на Руси получил крестово-купольный тип храма. Основу крестово-купольного храма составляет квадрат, расчленённый четырьмя опорами – на три нефа и заканчивающийся на востоке апсидой, на плане образует крест.

8-11 слайд Рассматриваются типы храмов: шатровые, ярусные, церкви-ротонды, храмы-корабли.

12-15 слайд Многоглавие храмов

16-19 слайд Символика цвета купола

20-26 слайд Архитектурный словарь. Рассматриваются элементы внешнего убранства храма: апсида, закомара, барабан, купол, портал, аркатурный пояс.

27 слайд Искусство великого Новгорода. В культуре Великого Новгорода, отделившегося от Киева, проявились черты самобытности. На его искусстве лежал отпечаток строгости и простоты. Лучшие новгородские мастера умели создавать подлинные шедевры архитектуры и изобразительного искусства.

28 слайд С середины 12 в. в Новгороде почти прекращается княжеское строительство и возникает множество небольших приходских храмов. Ярким образцом памятников новгородского зодчества последней трети XII века считается церковь Спаса Преображения на Нередице.

29 слайд Облик церкви сдержан и строг. Один купол, три нефа, с востока три алтарные апсиды, две апсиды резко пониженные. Единственное украшение – аркатурный (в виде арки) пояс под куполом с восемью прорезанными узкими окнами.

30-31 слайд Мировую известность церкви принесли фрески, выполненные в необычном светлом колорите: сочетание жёлто-красной охры, нежно-зелёного и синего цветов. Белый цвет положен на лики святых крупными, рельефными мазками. В годы Великой Отечественной войны в результате фашистских обстрелов церковь была разрушена и многие фрески не сохранились. Сохранились лишь росписи алтарной части и нижних участков стен.

32-34 слайд Церковь Рождества Богородицы построена на месте языческого святилища в Перыне в XIII в. Создается новый тип церкви, ставший определяющим для новгородской архитектуры XIV-XVвв. В последующих постройках менялись пропорции, форма покрытия, декор, но сам тип новгородских сооружений на протяжении 200 лет оставался неизменным.

35-38 слайд Новгородская школа иконописи. В конце 13 века формируется новгородская школа иконописи. Её расцвет пришёлся на вторую половину 14в – начало 15 века. Множество икон погибло в огне средневековых пожаров и во время ВОВ.

Тесное творческое содружество связывало новгородских мастеров с византийскими художниками, среди которых особенно выделялся Феофан Грек. Он поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.

Краски изобилуют оттенками тонов. Формы моделирует при помощи света используя белила и блики, что более точно передаёт объём.

Первой известной русской работой Феофана была роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, построенной в 1374 г. Согласно Третьей Новгородской летописи мастер расписал храм в 1378 г. по заказу боярина Василия Даниловича и горожан Ильиной улицы. Главное содержание росписи – явление божественного света в мир и преображение творения божественными энергиями.

Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами изображаемых персонажей, необычайной выразительностью. Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными. Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись.

39-40 слайд С середины XII крупнейшим центром Руси становится Владимиро – Суздальское княжество. В основе архитектурного творчества этого периода лежала идея объединении Руси под властью Владимиро-Суздальского князя Андрея Боголюбского. Разворачивается широкомасштабное строительство новых городов. Помимо древних городов - Ростова, Суздаля, Ярославля, выдвигаются новые: Переславль-Залесский, Юрьев-Польский, Дмитров, Москва и особенно Владимир. Здесь создаются выдающиеся памятники искусства. Многие из которых сохранились до наших дней.

41 слайд Ведется строительство новой столицы княжества – г.Владимира. Боголюбский возвёл укрепления и определил градостроительную структуру, в которой главное место отвёл возведению Успенского собора. При Андрее Боголюбском, владимиро-суздальская архитектура достигла наибольшего расцвета. Храмы строили из белого тесаного камня на известковом растворе, увенчивались одной главой, возвышающейся на высоком барабане. Архитектуру этого периода отличали простота декора, строгость пропорций, симметрия.

42-43 слайды Успенский собор стал крупнейшей постройкой новой столицы, центром ее архитектурного ансамбля. Расположенный на высоком берегу Клязьмы, он господствовал над городом и его окрестностями, а золотой купол собора было видно на многие версты вокруг.

По высоте Успенский собор во Владимире превосходил Софийские соборы Киева и Великого Новгорода. Сложен из белого камня-известняка, а его центральная глава покрыта “червонным золотом”, за что он получил наименование “Златоверхого”. Вначале был одноглавым, а в последствии 5-и-главым. Высота храма в 2 раза превышает его ширину.

44 слайд Центральное место в Успенском соборе занимала византийская икона Владимирской Богоматери. От первоначальных фресок сохранились лишь фрагменты орнаментальной живописи, в которой угадывается высокий профессионализм выполнявших ее художников.

45-46 слайд Одновременно с храмом началось строительство резиденции владимирских князей в Боголюбово, неподалёку от которой был возведён белокаменный Храм Покрова Пресвятой Богородицы на реке Нерли, 1165г. Церковь Покрова на Нерли - шедевр мирового зодчества, вершина творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Её называют "белой лебедью" русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой.

47 -50 слайд С помощью удачно выбранных форм, пропорций и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленность в высь. Впервые в оформление фасадов были использованы архитектурные сооружения – рельефы в виде женских и львиных масок, а также три сюжетные композиции, по одной на каждом фасаде. В центре каждого фасада находится рельефная фигура знаменитого библейского царя Давида-псалмопевца. Зачарованные его музыкой, присмирели львы, птицы и грифоны. Храм внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО

51-54 слайд Важнейшую роль в художественном оформлении владимирских храмов играла резьба по камню. Резчики проявляли подлинное мастерство, черпая вдохновение в народных традициях декоративно-прикладного искусства. Среди многочисленных храмов Владимира нарядностью и обилием украшений выделяется Дмитриевский собор 1194 – 1197 г.г

Тонкое резное кружево, сплошь покрывающее поверхности стен от аркатурно - колончатого пояса до самого купола – главная примечательность собора. Стены украшают около 600 рельефов.

Фигуры Христа, пророков и апостолов, мучеников и святых воинов сочетаются с изображениями зверей, львиными масками и цветущими деревьями.

55 слайд Золотые ворота - выдающийся памятник древнерусской архитектуры, расположенный в городе Владимире. Памятник Всемирного наследия ЮНЕСКО. Построены в 1164 году при владимирском князе Андрее Боголюбском. Помимо оборонных целей ворота имели также и триумфальный характер. Они оформляли парадный вход в самую богатую княжеско-боярскую часть города.

56 слайд В период монголо – татарского нашествия резко сократилось число произведений монументальной живописи (фресок).Ведущим видом изобразительного искусства стала иконопись. Особенность образа: большие размеры восседающей на троне фигуры, разворот фигуры, демонстративность жеста (Дмитрий вынимает меч из ножен), победный, гипнотический взор. В целом образ вызывает ассоциации с неприступностью града, защитой державы и христианской веры

57- 58 слайд В XIV веке русские земли начинают объединяться вокруг Москвы. Архитектура Московского княжества во многом опиралась на традиции владимиро-суздальских мастеров, сюда же приглашали и иноземных зодчих. В деревянной Москве началось сооружение первых каменных построек. В Москве возводят белокаменные храмы, самыми значительными из которых были Успенский и Архангельский соборы, сооружается новая дубовая крепость.

59 слайд великий князь московский с 1325 и великий князь владимирский с 1328. Прозвище Калита (кошель) получил за щедрость к нищим и огромные богатства, которые использовал для увеличения своей территории “куплями” в чужих княжествах.

При Иване Калите в Московском Кремле были построены Успенский собор (первоначальный храм не сохранился), Собор Спаса на Бору (снесен в 1933 году), Архангельский собор (первоначальный храм не сохранился), церковь Иоанна Лествичника (первоначальный храм не сохранился) и новый дубовый Московский Кремль (первоначальное сооружение, не сохранилось).

60 -61 слайд Князь московский и владимирский, построил новый каменный Кремль в Москве. Открыто вступил в единоборство с Ордынскими правителями

Во второй половине 14 века – первой трети 15 века, в период обострения борьбы с Золотой Ордой, Москва сыграла главную роль. В оборонительных целях вокруг Москвы стали возводиться хорошо укреплённые крепости в Нижнем Новгороде, Серпухове и др. городах. В правление Дмитрия Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель, владимирское великое княжение стало наследственной собственностью московских князей, были одержаны значительные военные победы над Золотой Ордой, был построен белокаменный Московский Кремль, который стал важнейшим оборонительным объектом.

62 слайд Белокаменный Кремль – становиться важнейшим оборонительным объектом. Стены имели протяжённость около 2000 м. Крепость насчитывала всего 9 башен, 6 из которых имели проездные ворота. Москва приобрела славу “сильного и славного града”.

63 слайд Андрей Рублев основоположник московской художественной школы. Молодость провёл в Троице-Сергиевой лавре, был монахом. Жил В Андрониковом монастыре, похоронен там же. В XV веке занимает первое место среди русских иконописцев. Андрей Рублев наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Русской православной церковью канонизирован в 1988 г. в лике преподобного.

64-65 слайд Первое упоминание об Андрее Рублеве в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле. Произведений Андрея

Рублев сохранилось крайне мало: центральная икона иконостаса Успенского собора во Владимире “Спас в силах”, три иконы в Звенигороде: “Спас”, “Архангел Михаил” и “Апостол Павел”; фрагменты фресок на столбах Успенского собора на Городке.

66 слайд Икона звенигородского чина “Спас Вседержитель” от времени и в результате механических повреждений она сильно пострадала, некоторые фрагменты оказались утраченными. Однако сохранилось главное - лик Христа и часть его одежды. У Рублева Спас- именно Спаситель, Утешитель, заступник. Его глубоко человеческий облик овеян добротой и состраданием к людям. Надпись на иконе, взята из Евангелия, гласит: “Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные”.

67-68 слайд Второй раз в летописи Андрей Рублев упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего 3 года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный, настоящий русский стиль.

69 слайд На центральной иконе “Спас в Силах” изображен Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия, восседающий на престоле. Обрамляющие Христа красный ромб, голубовато-зеленый овал и красный четырехугольник символизируют его славу и “силы”, небесные (в овале) и земные (символы четырех евангелистов по углам ромба). Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

70 слайд “Троица” – вершина творчества русского художника Андрея Рублева. В иконе внимание сосредоточено на трех ангелах, их безмолвном общении. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена чаша с головой жертвенного тельца, символизирующего новозаветного агнца, т. е. Христа. Левый и средний ангелы благословляют чашу. Бог Отец благословляет Бога Сына на смерть на кресте во имя любви к людям. Бог Дух Святой (правый ангел) присутствует здесь как утешитель, утверждая высокий смысл жертвенной, всепрощающей любви.

71 слайд Жизненный путь Андрей Рублев и Даниил Чёрный окончили в 1430 г. В подмосковном Спасо – Андрониковом монастыре. Творчество этих великих художников стало подлинным эталоном “московского стиля” живописи. Живопись этих мастеров на многие десятилетия вперед определила основные черты московской школы живописи, дала мощный духовный и творческий импульс для дальнейшего развития русского изобразительного искусства.

72 слайд Подведение итогов беседы. Несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости княжеств, храмы различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделки.

3а века они претерпевали многочисленные перестройки и переделки, которые можно обнаружить зачастую только в результате специального изучения. Веками формировался неповторимый облик древнерусской архитектуры.

5. Первичное осмысление и закрепление

73-89 слайд Ученики проходят интерактивную проверочную работу.

6. Подведение итогов. Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке.

Какие выводы о древнерусской архитектуре XII – XIV в.в мы можем сделать?

Четырехстолпная основа храма, крестово-купольный тип храма, символичное число куполов, внутренняя отделка – фрески и иконы – своеобразный русский стиль писания, строгость и простота, внушительность.

Несмотря на феодальную раздробленность, в очертаниях храмов прослеживается единый тип русского храма, лишь в зависимости от политической значимости и экономической развитости храмы княжеств различаются масштабами, количеством куполов, богатством внутренней и внешней (резной) отделкой.

7. Домашнее задание.